|
Константин Кочевников Сезонная проблема отсутствия железнодорожных билетов практически на все направления, наконец, заставила откликнуться представителей АО “Пассажирские перевозки” и Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. Видимо, накал недовольства граждан привычным в общем-то положением вещей докатился и до этих солидных и уважаемых организаций. Почему мы сообщаем об этом именно в такой ернической форме. Во-первых, об успешно и перманентно практикующей армии билетных “жучков” на любой мало-мальски крупной железнодорожной станции было известно практически всем, но только не чиновникам. Во-вторых, журналисты нашей газеты два сезона подряд, летом и накануне новогодних праздников, проводили собственное расследование, снимали эти “фокусы” с появляющимися билетами при полном их отсутствии в кассах на скрытую камеру, фиксировали имена “жучков” и публиковали результаты. Время идет, но в этой скрытой от глаз жизни вокзалов ничего не меняется
Итак, накануне в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции подтвердили, что теперь сами познакомились со схемами, которые позволяют уводить билеты из официального оборота в руки мошенников и их пособников. Причем, заметим, пособниками становятся и сами кассиры, и, надо думать, их начальство - вплоть до начальника вокзала, поскольку трудно предположить, что руководство может оказаться не в курсе, что происходит на вверенной ему территории. Итак, как рассказывает директор департамента по сервису и работе с клиентами АО “Пассажирские перевозки” Алибек Султанов, проверки проводили совместно с полицейскими и представителями департамента госдоходов ДГД. “Выявили схему по массовым закупкам билетов, - разъясняет Султанов. - Касса на момент выпуска пула билетов в общую массу максимально скупает билеты на июнь, июль, Наурыз, Новый год и другие национальные праздники. В эти дни максимальный спрос на билеты и передвижения наших пассажиров. Соответственно, билеты выкупают максимально, и создается дефицит. По его возникновении появляются так называемые “помогайки”, которые за определенную сумму могут поменять имя пассажира путем обмана системы. Недостаточность парка, спекулятивная деятельность некоторых коммерческих компаний в целом приводят к тому, что наши граждане испытывают такой дефицит билетов и не могут добраться из точки “А” в точку “Б”, - пояснил Алибек Султанов. Позволим сделать пояснение и от себя, поскольку общение с “жучками” дал нам кое-какой опыт и материал для выводов. Билеты заблаговременно выписывают на реальных людей, которые не собираются по ним никуда ехать, или бронируются. Затем при появлении спроса (а в том, что спрос гарантированно возникнет, никто не сомневается) билет возвращают в кассу или с него снимают бронь. И тут же это место выписывают на человека, которому “жучки” уже объявили двойную стоимость. Случаются, правда, заминки, когда вернувшийся в систему билет в ту же секунду “цепляет” какой-то кассир, который в это же время пытается выписать билет на общих основаниях какому-то пассажиру. При наличии приходится возвращать в систему еще одно место. Но вся эта “кухня” скрыта от глаз клиента билетных мошенников. Его стараются обеспечить билетом в любом случае. И даже если мест в кассе не окажется, пассажира постараются пристроить в поезд, проводив прямо в вагон, где будут договариваться непосредственно с проводником. То есть для национального перевозчика этот пассажир становится “зайцем” при всем при том, что этот “заяц” отдал двойную стоимость проезда за возможность добраться до места назначения на боковушке, в купе проводников, а то и стоя в коридоре. Да-да, в самый пик, особенно 31 августа или 31 декабря, безбилетных пассажиров можно встретить даже в тамбурах. Алибек Султанов разъясняет, что сегодня продажей билетов кроме АО “Пассажирские перевозки” занимаются и частные компании: “У нас из 4,5 тысячи касс только 208 наших. Остальные - это частные. Каждый частник может взять себе определенное количество билетов либо с реальной целью удовлетворить потребности пассажиров, либо осуществить какие-то спекулятивные действия, направленные на обогащение, в том числе и незаконным путем”. Таким образом, чиновник как бы перекладывает большую долю ответственности на сторонние организации - туроператоров и агенства по продаже билетов. Сложно поверить в то, что “официалы” могли бы спокойно наблюдать, как на одной и той же “поляне” одни орудуют с билетами, а другие только извиняются перед пассажирами, что мест нет. Накануне появилось любопытное сообщение от пресс-службы департамента АДГС и ПК по Атырауской области. Жители западных областей оказались в наименее выгодном положении. Поезда там ходят редко, а автобусное сообщение, в силу больших расстояний и малого числа населенных пунктов, развито слабо. Поэтому в кассах вокзала в Атырау очень сложно купить билеты на поезда сообщением “Атырау - Мангышлак”, “Актобе - Мангышлак”, “Атырау - Алматы”, в связи с чем пассажиры вынуждены сами договариваться с проводниками поездов. В период с 18 по 21 июля члены областной специальной мониторинговой группы совместно с сотрудниками департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области проверили качество работы казахстанских железнодорожных компаний на вокзале Атырау. К “посредникам-помогайкам” под видом покупателей отправились сами участники расследования. “Тайные покупатели, говорится в сообщении ведомства, установили, что хотя на кассах вокзала в продаже не было билетов по указанным направлениям, в поездах есть свободные места”. К примеру, тайный покупатель договорился о безбилетном проезде до станции Шымкент за 20 тысяч тенге на поезде “Атырау - Алматы” (официальная стоимость билета по этому маршруту - 10 350 тенге). “Эта практика применима и на других направлениях. В разговоре с проводниками установлена средняя стоимость безбилетного проезда до различных станций: до станции Доссор - 500 тенге, от станции Кульсары до станции Мангышлак - 5000 тенге на поезде “Актобе - Мангышлак” (билет стоит 3000 тенге). “Исходя из вышесказанного можно сказать, что эта ситуация выявляет ряд коррупционных рисков, тем самым возникает неблагоприятная ситуация для пассажиров и проводников. В результате пассажиры уезжают без билета на поезде за наличный расчет, а проводники получают незаконные деньги”, - заявили в пресс-службе. Директор департамента антикоррупционной политике АДГСПК Данияр Сабирбаев говорит, что примеров, когда билетов нет в кассе, но они по неизвестным причинам оказываются у перекупщиков, много: “Билеты на поезд продают многие - от охранников, проводников, посредников, “помогаек”, третьих неустановленных лиц. Продажей занимаются все, но только этих билетов нет ни в кассах, ни в системе! Нас настораживают три факта. Первое: помимо продажи билетов вне касс это настолько открыто и публично делается, что возникает вопрос о системности проблемы. Билеты на железнодорожном вокзале не продает только ленивый!”. Справедливости ради следует сказать, что после проведенных проверок билеты на различные направления в железнодорожных кассах стали попадаться гораздо чаще. Надолго ли? В АО “Пассажирские перевозки” заверили, что продолжат работу по рассекречиванию сомнительных схем, где есть “участие наших сотрудников - как билетных кассиров, так и проводников”. Вторая мера - мы будем привлекать общественность и представителей заинтересованных органов для того, чтобы повысить глубину проверок. И в случае подтверждающих фото- и видеоаргументов, когда сотрудники компании допускают нарушения, мы будем принимать самые строгие меры. У нас политика нулевой терпимости. Строгие меры - это расторжение трудовых взаимоотношений”. Помимо прочего Алибек Султанов напомнил и самим гражданам, которые вынужденно или нет идут на сговор с проводниками, что они также становятся участниками административного правонарушения и их ответственность предусматривает законодательство (штраф в размере 10-кратной стоимости билета). |