|
Константин Маскаев Хлеб всему голова. Эту емкую метафору почему-то надежно забыли люди зрелого возраста. Поколению же молодых людей она вообще неизвестна. Изменилось и отношение к одному из величайших и, можно сказать, основных продуктов цивилизации. В стране хлеборобов так быть не должно. Хлеб наш насущный даждь нам днесь... В этом обращении, знакомом далеко за пределами христианского канона, скрыто гораздо больше, чем упоминание о каждодневной потребности в пище. Настало время актуализировать наше знание об одном из самых емких понятий, скрывающихся за таким коротким, но теплым словом - хлеб
В каком виде человек получил свой первый хлеб? Когда и где? Предполагают, что изначально это могла быть лепешка, которую сделали из растертого камнями и смешанного с водой зерна как результат случайного приготовления или намеренных экспериментов. Много ли нужно, чтобы приготовить лепешку? Всего-то раскаленные камешки или зола. Вероятно, наследием того раннего хлеба по всему миру сегодня остались лепешки мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский баобин, маисовая (кукурузная) лепешка американских индейцев, эфиопская инжера, египетская лепешка со странным названием “та”... В захоронении тохаров в Синцьзяне (1800-е годы до н. э.) нашли сумку с зерном и решето, что, несомненно, свидетельствует об умении работать с продуктами, из которых можно получить хлеб. То, чем на протяжении тысячелетий стал для человека хлеб, убеждает, что без промысла божия здесь не обошлось, ведь никакой другой продукт не оставил такого следа в истории и культуре, никакой иной не принес и не породил столько символов, прямых значений и иносказаний. С рациональной точки зрения, хлеб - базовый элемент цивилизации, поскольку земледельческая культура определила и все остальное развитие. Для возделывания земли и потребления ее плодов нужны не только орудия. Необходимо оборудование для полива, обработки, изготовления и хранения. На первых этапах - инструментарий самый примитивный, затем все замысловатее и совершеннее.
Что же касается конкретно хлеборобства, то наличие его в культуре народа говорит об умении и тысячелетнем упорстве. Умении наблюдать за погодой, умении сеять и жать, умении выпекать. Упорстве - чтобы вывести злаковую культуру и уберечь от напастей в виде ненастья, набегов саранчи или какой-нибудь вредоносной палочки. Без преувеличения можно сказать, что с того момента, когда человек взрыхлил землю, посеял зерно, с великим трудом взрастил и собрал урожай, и таки испек из него хлеб, тогда он обрел и свою родину. Нет, неслучайно хлеб всему голова! Хлеб, прежде всего, кормилец. Он обладает одним редким свойством - никогда не приедается и не может надоесть. Что характерно, хлеб - единственный, пожалуй, продукт, который остается полезным, даже если его не используют в пищу сразу. Черствый хлеб - все равно хлеб. И сухари - тоже хлеб! А еще он бывает в виде пшеничной, ячменной, ржаной, рисовой, кукурузной, гречневой, ячневой, пшенной крупы или макарон, которые могут храниться достаточно продолжительное время и быть приготовлены в момент потребности. Поэтому и в дальние морские или военные походы всегда брали запасы макарон и круп. Будет вода - будет и пища. Сама история доказала, что одним хлебом можно питаться без ущерба для организма, поскольку пшеничное и ржаное зерно содержат комплекс необходимых для жизни человека питательных веществ. Все эти пресловутые компоненты - белки, углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соединения, содержащиеся в зерне, длительное время сохраняют биологическую активность. Любопытно, но задолго до открытия пенициллина люди использовали антибиотики для заживления ран, не особо вдаваясь в природу этого процесса. Древние славяне, например, придумали прикладывать заплесневелый хлеб к загноившимся ранам, что способствовало их скорейшему заживлению! Кто бы в то время думал выделять из этой зеленовато-серой культуры на хлебном мякише плесневый грибок? Но заставить его работать на излечение люди уже догадались. Еще одно подтверждение тезиса, что хлеб может быть полезен человеку в любом виде. Никакой другой продукт не способен к таким трансформациям без ущерба для употребляющих его в пищу или как-то иначе. Особое уважение к хлебу человек очень широко отразил в геральдике и орнаментах, разместив снопы, колосья, калачи и караваи на гербах и государственных флагах. Колосья - нередкий элемент на орденах и медалях, присутствуют они и на монетах, и на бумажных деньгах. В этом смысле хлеб, конечно же, символ плодородия, достатка и гостеприимства. Это и символ высокого достоинства, потому что хлеб нужно уметь и создать, и защитить. Будет хлеб - будет и день грядущий сытым. Божественная символика оказалась связанной с хлебом задолго до христианства. В древних культах Ближнего Востока и Египта, Рима и Эллады хлеб был распространенной жертвой божествам. Правда, наряду с кровавой жертвой. То есть ритуальным убийством животных и людей. Бескровной жертва стала с приходом христианства. Назвав себя “хлебом жизни”, Иисус Христос стал и последней кровавой жертвой, принесенной Богу. Во время Тайной вечери, после которой последовали арест и казнь, Иисус, по свидетельству евангелиста Матфея, “взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. С того времени символическое претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову остается частью важнейших христианских таинств - крещения, святого причастия.
Еще одно важное упоминание хлеба в христианстве, которое имеет особое духовное значение - в описании чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами, о чем повествуют все четыре евангелиста. Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну (к слову, манна - еще одно значение, под которым подразумевают хлеб). Святой евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: приближалась же Пасха, праздник Иудейский. И когда люди тогда по восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель “воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы” своим двенадцати ученикам, чтобы те раздали людям. Хлеб в Палестине пекли в форме тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель. Но значение этого события христиане видят не только в том, что малого количества хватило на всех и даже осталось, а в умеренности учеников в удовлетворении необходимых потребностей и то, как мало заботились они о пище. В то же время хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собой Церковь - единую при множественности ее членов. Впоследствии хлеб стал олицетворять единство вообще, в том числе вне религиозных сословий. Священный хлеб обычно приготовляют в небольшой круглой форме либо ломают и делят большой каравай. Часто на нем изображают крест (в различных, не только христианских обрядах). Ритуальный хлеб, помеченный крестом, символизирует округлость луны и ее четыре фазы. В Библии пресыщенность хлебом - одна из несправедливостей Содома. Там же хлеб подлости, беззакония - просто пища, без благодарности богам, которую можно было “урвать, где придется”: “Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения”. Хлеб праздности - не заработанный. В то же время хлеб - разделенный и съеденный с кем-то вместе - символизирует союз. Это и инвестиция: “Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его”. “Бросай зерна на воды разлившегося Нила - зерно взойдет в положенный срок; помогай убогим и несчастным - жертва окупится стократно”. “И возьми пшеничной муки и испеки из ней двенадцать хлебов; и положи на каждый ряд чистого Ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу”: хлеб небесный, хлеб Неба, хлеб ангелов, маца - манна, которую евреи ели в пустыне в течение сорока лет. “Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их”. А преломить хлеб - значит, обеспечить едой души мертвых. Среди европейских народов существовал обычай целовать и крестить буханку хлеба перед разрезанием. Затем свеженарезанный хлеб благословляли крестным знамением. Уронив случайно хлеб на землю, его тотчас же поднимали и целовали, как бы прося прощения. Было связано с хлебом и такое поверие. Его нельзя было ставить на стол вниз “головой”. Считалось символическим привлечением несчастья: на такой булке “черт ездит”. В таком “перевертыше” видели превращение правильного порядка в его противоположность. При взгляде на такой хлеб “ангелы плачут”, и следует ожидать ссоры. Наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью. Xлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части. У славян было принято, чтобы буханка хлеба размещалась на столе в красном углу, во главе стола. Xлеб на столе символизировал богатство дома, готовность к приему гостя в любое время, а также воспринимался как знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Став христианами, славяне стали класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу. Но и Бог, в свою очередь, “кладет хлеб” на стол, то есть создает условия, чтобы этот хлеб у людей был. По общеславянскому выражению, хлеб - “дар Божий”, а по русскому - “стол - ладонь Божья”. На белорусской свадьбе родители, как бы принимая на себя функции Бога, давали жениху хлеб с солью со словами: “Дарую тебе счастьем и долею, хлебом и солею, волами и коровами, всем добрым, что имею, и тебе тоже даю”. Считалось, что сила, здоровье и удача зависят от обращения с хлебом. Например, возбранялось доедать хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь: “Он тебя есть будет” или станет гоняться за тобой на том свете. Не допускалось, чтобы хлеб пекла “нечистая” женщина: во время месячных, после соития или родов. Xлеб сажали в печь в молчании, и пока он оставался в печи, не разговаривали громко, не бранились и вообще не шумели, не мели пол. В противном случае, считали, что эти действия не идут на пользу хлебу, он “раздражается”, “пугается” и “капризничает”, и, в конце концов, не удается. На протяжении всего процесса приготовления хлеба неоднократно крестились сами и крестили муку, тесто, буханку перед выпечкой и после нее. Xлеб широко использовали в качестве оберега. Клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где до этого лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы, обходили с хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара. Xлеб всегда брали и берут с собой, когда идут свататься. С хлебом и солью встречают дорогого гостя. Молодых после венчания или бракосочетания также встречают караваем и солью. Над приданым невесты также часто возвышался хлебный каравай. Оставляли на стакане воды ломтик хлеба в честь умершего. Впоследствии предназначали умершему пар от горячего хлеба или первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком. Особыми свойствами наделяли хлеб, забытый в печи: его давали человеку, который тосковал по умершему или по неразделенной любви, чтобы забыл. Интересно, что все сны, связанные с хлебом, воспринимаются как позитивный признак. Например, свидетельствуют об окончании неких психологических затруднений, могут означать плотскую сторону любимых людей, иметь отношение к повседневной супружеской жизни или символизировать святость брачных уз. Хлеб оказался одним из важнейших факторов, которые помогали выстоять, защитить Родину во время Великой Отечественной войны - наравне с оружием. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями. Несмотря на колоссальные трудности. Но хлеба не хватало. Даже ржаной муки мало. И, например, при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта стали использовать ячменную муку. Ржаной хлеб, в состав которого входила треть ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Только тесто получалось более плотным, и выпекать такой хлеб приходилось дольше. Но был в войну и самый скудный и скорбный, “блокадный” хлеб. В июле-сентябре 1941 года фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Сухопутных путей не осталось. Для обеспечения воинства и населения города на хлебозаводах производили хлеб из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по “Дороге жизни” - льду Ладожского озера. В составе блокадных буханок было только 10 процентов ржаной муки. Остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Дневная норма черного блокадного хлеба на человека сократилась до 125 граммов. Но и это был хлеб. Символический и священный кусочек. И спасительный. В госпиталях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили “затируху” из муки - суп в виде киселя. И это тоже форма хлеба, который давал силы жить. О том, как выживали, голодали и умирали ленинградцы, невозможно слышать и читать без слез. Ленинградский хлеб и вообще хлеб для советских людей, переживших самую страшную войну, имеет особое значение.
|
125 грамм
|
Не удивительно, что хлеб закрепился в народном искусстве в виде пословиц и присловий, которые иллюстрируют различные жизненные ситуации и несут назидательный смысл: “Вкушать горький хлеб изгнания”, “Предлагать хлеб, а давать камни”, “Кто при жизни хлеб бросал, после смерти собирать будет”. “Хлеб рыцарский (солдатский, придворный)” - своего рода обозначение принадлежности к роду тяжелых и ответственных занятий. А “иметь кусок хлеба” - значит, работать и получать вознаграждение. “На готовых хлебах” - пользоваться чьей-то заботой, жить за чужой счет. “Даром хлеб есть” - жить без идеалов и принципов. А еще говорят: “Белый хлеб - женщина”, “Баловаться белым хлебом” - флиртовать, быть женолюбом. “Не хлебом единым живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек”, - это из Второзакония, пятой книги Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Известно, что пиво называют “жидким хлебом”. Хлебопекарство и пивоварение возникли и стали развиваться параллельно уже в ранних цивилизациях; сырьем для пива изначально был ячмень, а для хлеба - пшеница. Расскажите о хлебе вашим детям и внукам. Чтобы всякий раз, когда они берут его в руки, знали, как много может рассказать даже небольшой кусочек. Потому что хлеб нельзя не уважать. Это не просто продукт. Это и пища, и символ. И большая история нашей земной цивилизации. Удивительно, но другого подобного продукта просто нет. |