Мадина Меирманова Правительство создает из Алматы город - ядро мирового уровня. До мирового уровня южная столица пока не дотягивает, но точкой притяжения всего Казахстана является точно. И должен стать главным, а потому образцовым примером агломерации уже к 2020 году
Стоимость реализации всего плана составит 23,6 миллиарда тенге. (Между прочим, четыре года назад в Министерстве национальной экономики сообщали, что проект агломерации четырех городов Казахстана до 2020 года обойдется бюджету в 729,9 миллиарда тенге.) Алматинская агломерация охватывает территорию почти в 9,4 тысячи квадратных километров с общим населением 2,9 миллиона человек (из них Алматы - 1,8 миллиона). В зону притяжения южной столицы входят города Талгар, Есик, Каскелен, Капшагай и населенные пункты Енбекшиказахского, Жамбылского, Илийского, Карасайского и Талгарского районов. Почти полмиллиона жителей алматинского пригорода ежедневно прибывают в город на работу. По словам акима Алматы Бауыржана Байбека, такая “маятниковая миграция” “оказывает большую нагрузку на инженерно-коммуникационную инфраструктуру”. Поэтому в первую очередь внимание в городе отдают дорожной отрасли. Аким предложил сократить сроки строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) с четырех до трех лет, завершив проект уже в 2020 году. Также до 2020 года планируют построить еще две станции метро (“Сарыарка” и “Достык”) и начать строительство легкорельсового транспорта (разработку ТЭО уже завершили). Кроме того, акимат Алматы разработал долгосрочную схему развития общественного транспорта города на мультимодальной основе. Все это вкупе должно усовершенствовать транспортную систему города. Пригороду предстоит “догонять” Алматы, подстраиваясь под совершенствующийся город. Утвердили новые генеральные планы и проекты детальной планировки городов Капшагай, Есик, Каскелен, Талгар и ряда сельских населенных пунктов Алматинской области. Они должны соответствовать Генплану развития пригородной зоны Алматы и агломерационного развития территорий. Важной в плане мероприятий по развитию агломерации является финансовая устойчивость территории - ее экономическое развитие. Алматинская агломерация должна иметь собственное лицо и стать прибыльным и конкурентоспособным “лицом” на республиканском и региональном рынках.
Алматы сегодня - один из крупнейших доноров республиканского бюджета. Вклад города в ВВП страны составляет 22 процента. Основной специализацией агломерации является образовательная (вузы) и финансовая сферы (впрочем, с концентрацией биржевых услуг на площадке МФЦА есть вероятность постепенного смещения этого направления в Астану). Также направления роста - это сферы туризма, инновации и транспортная логистика международного уровня (речь идет в первую очередь о превращении Алматы в воздушный логистический хаб). С инновациями в Алматы пока все только на уровне лозунгов и бумаг. Индустриальная зона в Алатауском районе Алматы и Парк информационных технологий существуют давно (технопарк “Алатау” создали в 2005 году для осуществления функций сервисной компании на территории СЭЗ “Парк инновационных технологий”), но проку от них пока не видно. Об этом, кстати, в декабре прошлого года сказал и Нурсултан Назарбаев. “Мы его (Парк информационных технологий. - “НП”) создаем много лет, потратили огромные средства, но пока не видно, что они делают. Кто-нибудь в правительстве, может быть, знает?” - сказал президент на общенациональном телемосте “Новая индустриализация страны: Прыжок казахстанского барса”. “Мы вообще будем закрывать парк инновационных технологий или будем развивать?” - спросил он. Тогда президент поручил правительству и акимату города “досконально разобраться, что они там делают”. А пока до инноваций дело не дошло, решили закончить с газификацией. Байбек пообещал, что к концу года газ придет в каждый дом. Точнее, дойдет до границ домов. “Мы сети доведем до домов, но у нас цена газа высокая, поэтому некоторые не подключат. Сейчас мы с четырьмя компаниями проводим переговоры до конца года. Мы создадим все условия для перевода на газ. Но каждый частный дом будет сам решать - газ подводить или нет”, - заявил аким. Поскольку Алматы является “пробным шаром” построения агломераций современного типа в Казахстане, 2020 годом дело не ограничится. Уже разработали стратегию развития города до 2030 года. Правда, пока, как сказал Байбек, она не согласована по причине отсутствия денег. По примеру Алматы в ближайшем будущем должны встать на агломерационные рельсы еще несколько городов страны: Актобе, Караганда и Шымкент.
P.S. Во вторник глава государства подписал указ, придав Шымкенту статус города республиканского значения. “Шымкент станет новым центром притяжения инвестиций, технологий и интеллектуальных ресурсов не только нашей страны, но и всего Центрально-Азиатского региона. Для этого есть все условия и необходимый потенциал”, - заявил Назарбаев. Южно-Казахстанскую область этим же указом переименовали в Туркестанскую область с центром в городе Туркестане.
Астана
|