|
Ольга Шишанова В Казахстане могут внести изменения в статьи Водного кодекса с тем, чтобы управление водными ресурсами в стране, в том числе по организации водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах, стало более рациональным и организованным
Об этом заявили в ходе очередного заседания правительства, где обсуждали новые подходы к дальнейшему развитию систем водоснабжения и водоотведения в республике, причем не только в городе, но и на селе. Тема эта давняя, избитая, ее тем не менее никак не могут решить вот уже более полутора десятков лет, начиная с многострадальной водной программы “Акбулак”, реализация которой началась в 2002 году. Программа на протяжении всего времени не только претерпевала многочисленные изменения, периодические финансовые вливания, до сих пор непонятно, куда канувшие, но и, как итог, полностью себя дискредитировала. Между тем в самой программе было четко указано, что те же выделяемые средства должны были быть затрачены на строительство и реконструкцию систем водоснабжения за пределами и в пределах населенных пунктов, их эксплуатацию плюс на разведку подземных вод. Однако определенного количества населенных пунктов - куда нужно это все провести, в документе не указали. В результате этот параграф программы многократно подвергался изменениям и дополнениям. Поэтому не случайно, что спустя несколько лет “Акбулак” переименовали в отраслевую программу “Питьевая вода”, и на ее реализацию в очередной раз выделили дополнительное финансирование в размере 195 миллиардов тенге. Но воду не провели даже в половину тех аулов, которые на тот момент числились в программе как наиболее нуждающиеся в водоснабжении сельские населенные пункты.
Так что провал уже и этой программы можно было бы назвать даже естественным, если бы не несколько причин, которые способствовали этому с самого начала, но которые почему-то при этом не учли - ни на уровне правительства, ни местные исполнительные органы. Снова, как и во время действия “Акбулака”. Во-первых, водоснабжением предполагалось охватить более 6,5 тысячи сел и аулов, многие из которых на тот момент находились в депрессивном состоянии - приходили в запустение, люди из них уезжали, другие же были близки к этому. Следовательно, проведение водоканалов и систем водоотведения, а значит, и финансовые траты на них были необоснованными. В результате, согласно данным, озвученным МИР РК, водой оказалось обеспечено чуть больше половины - примерно 3,8 тысячи. Причем утверждать, что эта цифра соответствует действительности, с полной уверенностью нельзя - во многие из сел и аулов вода до сих пор поступает с перебоями, в других пришло в негодность оборудование, в третьих система находится в упадке из-за своей невостребованности. С водоотведением оказалось и того хуже - в процентном соотношении эта цифра достигла всего лишь 11,5 процента. То есть столько населенных пунктов из 6,8 тысячи сел и аулов, несмотря на выделенное финансирование, оказались обеспечены очистными системами. На остальные банально не хватило денег, чего, собственно, и следовало ожидать при таком неконструктивном подходе к решению столь серьезного вопроса как водоснабжение, тем более в сельской местности. В этом случае, может, стоило тогда прагматичнее подойти к реализации доставки воды на селе, приняв во внимание современные реалии, продиктованные необходимостью их внедрения для того или иного аула, найдя для каждого индивидуальное решение? Ведь даже в случае оправданной необходимости альтернатива в этом случае оказалась бы более уместной и гораздо менее затратной - например, подвоз в такие точки бесплатной бутилированной воды - вместо центрального водоснабжения; и децентрализованное водоотведение, когда стоки из септиков вывозят на специальных ассенизаторских машинах в пункты приема сточных вод для дальнейшей очистки - вместо проведения центрального водоотвода туда, где это не было оправданно никакими деньгами. Но вместо этого в 2014 году состоялась презентация новой, третьей по счету программы развития регионов 2014-2020, призванной исправить ошибки предыдущих водных проектов. На нее снова выделили немалые средства - почти 500 миллиардов тенге. В этом году в ее рамках должны освоить еще 93 миллиарда. Плюс не стоит забывать и о дополнительном финансировании в размере 100 миллиардов тенге, которые, согласно указу главы государства, ежегодно должны выделять на строительство и реконструкцию водопроводных сетей в сельской местности. Странно, что про те средства, которые выделили и “потратили” за предыдущие полтора десятка лет, никто и не вспоминает. Странно, что их при этом не хватило. Неужели они просто “потерялись”, просочившись сквозь пальцы, как вода в песок? Но тогда почему никто не понес за это никакой ответственности? Не пора ли соответствующим органам всерьез задуматься над этими вопросами?
Астана |