|
Мадина Меирманова На днях у нескольких министерств появились “цифровые спецагенты” - новые вице-министры, в чьи обязанности войдет цифровизация их ведомств. Вот только парламентарии, как выясняется, недовольны “узким правительственным видением” сферы цифровизации, считая, что в ее нынешнем формате она превращается в фетиш, а потому становится малоэффективной
В среду-четверг Минфин, Минздрав, Минтруда, Мининформации и Минобразования пополнились новыми заместителями министров. Все назначенные в последние годы трудились в инфокоммуникационной сфере. Так, Руслан Енсебаев (новый вице-минстр Минфина), окончивший Международный университет информационных технологий, последний год работал зампредом АО “Национальный инфокоммуникационный холдинг “Зерде”. Так же, как и назначенная в Мининформации Динара Щеглова, имеющая основную специальность - менеджмент информационных систем. Олжас Абишев (Минздрав), по специальности экономист-информатик, последний год занимал пост гендиректора РГП “Республиканский центр электронного здравоохранения” МЗ РК. А Нариман Мукушев (Минтруда и социальной защиты населения) трудился управляющим директором по трансформации бизнеса и ИТ АО “Казпочта”. Рустем Бигари (Минобразования и науки) - доктор PhD по направлению информатика, контроль и управление, с августа 2009 года занимал должность заместителя заведующего отделом информатизации и защиты информационных ресурсов администрации президента РК.
В общем, все новички - “бывалые” трансформаторы и цифровые модераторы. И должны, по задумке, быстро и эффективно перевести госуправление на виртуальные рельсы. Однако, по мнению депутатов, представляющих в парламенте интересы предпринимательства (партия “Ак жол”), то есть разглядывающих процессы в стране с практической точки зрения, нынешние пути цифровизации экономики страны не очень-то, мягко говоря, эффективны. По мнению фракции, озвученному в депутатском запросе на имя премьера, “исполнители сосредоточились на переводе в электронный формат существующих процессов организаций, тогда как реализация основного направления - собственно создание цифровой индустрии - остается на уровне предварительных подходов”. И это при том, что цифровая экономика не столько автоматизация процессов, сколько стимулирование появления “новых, ранее не существовавших в природе секторов, товаров и услуг”. В качестве примера таких цифровых подходов к экономике депутаты приводят идею замены испытания медпрепаратов обработкой баз данных, накопленных здравоохранением в мировом масштабе. “Криминалисты отмечают более успешное раскрытие дел компьютерными программами, замечающими малозначительные детали и неявные почерки преступлений. Эксперты говорят о перспективе глубоких перемен в страховой, банковской и фондовой деятельности на основе технологии блокчейн, позволяющей накапливать информацию без возможности ее искажения задним числом. В Йельском университете отмечают успехи роботов-преподавателей, способных донести знания даже до детей-аутистов... Да, кое-что из этого пытаются внедрять и у нас. Но что инициировали сами казахстанские разработчики, в чем наша страна задает тренды цифровизации? Мы о таких примерах не знаем”. И это при том, что, как говорят депутаты, “уже через два года 25 процентов мировой экономики будет именно цифровой, и эта доля будет только нарастать. Более того, страны, оказавшиеся в авангарде этого движения, получат мощнейший импульс развития, что приведет к постоянному нарастанию разрыва в экономическом развитии и качестве жизни между цифровыми (то есть успешными) нациями и всеми остальными “лузерами”. Казахстану важно быть в пуле успешных стран и работать над созданием собственных цифровых продуктов. Иначе мы повторяем ошибку “догоняющей модернизации”, которой суждено потреблять чужие разработки”. Помимо этого ошибкой нынешней программы цифровизации казахстанской экономики депутаты считают отсутствие возможности частной инициативы в этой сфере. То есть, говорится в депутатском запросе, “правительство должно выступать в роли модератора процесса, но никак не исполнителя”. “У нас же в силу доминирующей роли государства в экономике чиновники и менеджеры квазигоссектора сами отбирают проекты, сами дают им преференции и сами собираются их осуществлять”. В результате “такая цифровизация рискует утерять открытость и конкурентность, без которых она превращается в фетиш”, а из страны продолжается “утечка мозгов” на Запад, в Беларусь, даже в Узбекистан. И наконец, законодатели констатируют отсутствие правового регулирования цифровизации: “За прошедший год в парламент так и не внесен комплексный пакет законопроектов о поддержке и регулировании цифровой экономики, хотя сфер, требующих выработки ясных подходов, достаточно много”. “Есть старая пословица: если не можешь сопротивляться - проникни и возглавь. Но и такой возможности не появится, пока мы не сформируем нормативную базу цифровой экономики”, - обратились они с призывом к премьер-министру. И попросили правительство ускорить разработку законопроектов, “снимающих подобные противоречия и создающих законодательную базу для поддержки цифровых секторов национальной экономики”.
Астана |