|
Алла Иванилова В последние годы в Казахстане все чаще происходят чрезвычайные ситуации природного характера, которые приводят к порче имущества. Будь то наводнение на востоке страны или ураган в Астане - после таких природных катаклизмов жители терпят немалые убытки. И не только жители. Лишь за последние три года на ликвидацию последствий подтоплений из госказны выделили 57,5 миллиарда тенге. В этой связи в республике не раз предлагали ввести повсеместное страхование от стихийных бедствий. Но пока безрезультатно
Поскольку в Казахстане нет вулканов и океанов, нам не грозят извержения и цунами. Все же остальные стихийные бедствия, такие как землетрясения, наводнения, оползни, грязевые потоки, сели, лавины и ураганы, здесь вполне возможны и более того - регулярно случаются. Горные системы Тянь-Шаня и Алтая расположены в зоне высокой сейсмической опасности (IV-V зоны). А ведь в этом регионе проживают шесть миллионов человек (более трети всего населения страны). Кроме того, там расположены промышленные объекты, составляющие более 40 процентов промышленного потенциала страны (по данным Всемирного банка). Также республика в значительной степени подвержена риску наводнений. Ежегодно в ряде областей отмечают весенние паводки в результате дождей и таяния снегов, а в горных районах существует вероятность разрушительных селевых потоков. В зоне опасного воздействия паводков в Казахстане проживает около 1,4 миллиона казахстанцев и расположено свыше 32 тысяч объектов жилищного фонда, социально-культурного и производственного назначения. За последние годы природные катаклизмы подвергли разрушению десятки тысяч объектов строения, в том числе здания и жилые сооружения. По данным комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел, за 2017 год зарегистрировали 17 723 чрезвычайные ситуации и происшествия природного и техногенного характера, пострадали 3774 человека.
Так, например, в ходе недавнего урагана, накрывшего Астану, повреждено 24 многоквартирных жилых комплекса, 23 социальных объекта (школы, больницы и детские сады), в семи из них сорвана кровля, повалены восемь деревьев и более двух тысяч метров ограждений, пострадало 16 автомобилей. По предварительным данным, сумма ущерба оценивается в 235 миллионов тенге. Стихия нанесла ущерб не только зданиям, различные травмы получили десять человек, из них одного госпитализировали. Местные власти сразу предупредили - оплачивать повреждение авто и частных строений не будут. “У нас не первый ураган, нужно было заранее застраховать имущество”, - отметили в акимате. В первый день после урагана только в одну страховую компанию - “Евразия” - обратились 80 жителей столицы. Среди основных случаев имущественного ущерба - упавшие на машины деревья, обломки строительного материала и другие предметы; разбитые стекла в домах; падение деревьев на строения, дома и квартиры. По пяти заявлениям - сильные повреждения авто, следовательно, страховые выплаты будут крупными, а один автомобиль и вовсе пойдет под списание. С учетом количества обратившихся и типов требований выплат в компании уже подсчитали, что страховые выплаты будут в пределах 70-78 миллионов тенге. Однако далеко не все могут получить компенсацию за испорченное имущество. К ним относятся автомобилисты, которые оформили страховой полис по ОГПО ВТС без оформления полиса по “АвтоКАСКО”. Он не предусматривает выплаты в результате стихийных бедствий или иных непредвиденных обстоятельств. Ожидается, что социально-экономический ущерб от стихийных бедствий будет увеличиваться с изменением климата и ростом плотности городского населения. Только три процента потенциальных потерь обеспечены страховым покрытием в развивающихся странах. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых странах составляет 45 процентов. На фоне таких рисков и участившихся катаклизмов актуален вопрос о создании действенных государственных механизмов социальной защиты от стихийных бедствий и эффективно функционирующего рынка страхования. Необходимо внедрить новый вид услуг - страхование от стихийных бедствий. К слову, открывая нынешнюю сессию парламента в сентябре 2017 года, глава государства поставил задачу развивать рынок страхования. Однако прошло уже более полугода после этого поручения, а правительство и Нацбанк так и не внедрили меры по продвижению страхования, которое во всем мире является важной составной частью финансового рынка. Чтобы снизить нагрузку с госбюджета, откуда сегодня выделяют средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий, предлагают внедрить государственную программу обязательного страхования жилища и создать отдельный от чрезвычайных резервов государственный фонд катастрофических рисков. В 2015 году правительство разработало проект закона, предусматривающий внедрение института обязательного страхования недвижимого имущества физических лиц от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Он предусматривал повышение социальной ответственности граждан по защите своего имущества, а также регулирование общественных отношений в этой области. Однако, по расчетам Всемирного банка, аккумулированных средств в фонде будет недостаточно для компенсации последствий масштабной чрезвычайной ситуации даже в случае стопроцентного охвата населения системой обязательного страхования и их накопления в течение нескольких десятков лет. Также оплата обязательных страховых взносов будет крайне затруднительна для социально уязвимых слоев населения. В связи с чем предусматривали выделение дополнительных средств из республиканского бюджета для субсидирования страховых выплат этой категории граждан. Под категорию “Нестрахуемое жилье” (саманные, каркасно-камышитовые, деревянные) подпадало более 1,85 миллиона домов, для которых также потребуется финансирование из госказны. При этом именно они подвержены наибольшему риску наступления чрезвычайных ситуаций. Также учитывая, что риски неравномерно распределены в разрезе регионов, требуется дифференциация размеров страховых премий и выплат. Установление единого тарифа приведет к тому, что одни регионы будут оплачивать ЧП других. Кроме всего прочего, чиновники посчитали, что оплата обязательных страховых взносов может быть негативно воспринята населением как введение дополнительного бремени или налога и вызвать социальную напряженность. Учитывая скромные доходы большинства казахстанцев, эффективнее было бы не принуждать, а осознанно вовлекать в этот процесс. Нужно создавать условия, при которых, к примеру, страховать жилье было бы выгоднее, чем жить под постоянной угрозой очередного наводнения. Между тем пример бесхозяйственности и непрофессионализма чиновников не формирует у населения ответственности за собственное имущество и безопасность. Как бы там ни было, государственные мужи пришли к выводу, что внедрение обязательного страхования не снижало бы нагрузку на республиканский бюджет, а наоборот - предполагало бы ее увеличение. В итоге законопроект посчитали нецелесообразным и “удалили”.
Астана |