|
Ольга Шишанова
Одним из самых актуальных вопросов, который должны были рассматривать в рамках Астанинского экономического форума, стала проблема водных ресурсов в Центральной Азии в целом и в Казахстане в частности. Однако дальше разговоров дело не пошло
Как не первый год в столице Казахстана проходит АЭФ, точно так же на нем не первый раз собираются мировые эксперты, чтобы обсудить проблемы “голубого богатства” в мире и их решения. Понятно, что Казахстан не может оставаться в стороне, а является едва ли не ключевым игроком в этом вопросе в ЦА, поскольку в стране давно поднимается вопрос возможного уменьшения и одновременно сохранения водных ресурсов. На этот раз основное внимание уделили бассейну Аральского моря и двум рекам, которые теперь, пусть и номинально, но входят в его бассейн - Амударье и Сырдарье. Так, опыт решений в рамках предыдущих программ по бассейну Аральского моря, как наконец выяснилось, показал их слабую результативность. По мнению вице-министра МСХ РК Ерлана Нысанбаева, одной из основных причин этого является ориентирование их только на донорскую помощь и отсутствие у МФСА (Международный фонд спасения Арала) собственных средств не только на реализацию региональных инвестиционных проектов, но даже на содержание собственного исполнительного комитета. Хотя МФСА является признанной международной организацией, зарегистрированной наблюдателем в ООН. С другой стороны, нельзя не отметить, что за все время существования фонда - с 1999 года - финансовые вливания (из тех, что публиковались в открытом доступе) в него составили немалую сумму - более восьми миллиардов долларов, из которых на высадку саксаула (так называемую лесистость) потратили всего ничего - около полумиллиона долларов. Куда и на что пошли остальные деньги, неясно, хотя в отчетах МФСА довольно часто упоминались проектно-сметные документации на реконструкцию и расширение систем водоснабжения населенных пунктов региона. Впрочем, факт того, что до сих пор водоснабжение в них не наладили, говорит сам за себя. Положение не спасли - во всяком случае на территории Казахстана - даже многочисленные водные программы, такие как, например, “Ак булак”, финансирование которых в буквальном смысле утекло в песок. А значит фонд, которому в будущем году исполнится 20 лет, давно требует совершенствования финансового механизма и более прозрачной структуры. Серьезного решения требует и другой важный вопрос регионального водного сотрудничества в области - за много лет международную договорно-правовую базу так и не довели, что называется, до ума. Благодаря чему за четверть века суверенитета государств Центральной Азии подписали только два многосторонних соглашения - пятистороннее по бассейну Аральского моря в 1992 (!) году и четырехстороннее по бассейну реки Сырдарья в 1998 году. Последнее из которых, к сожалению, не работает уже на протяжении 14 лет - с 2004 года. Естественно, такое положение никак не способствует углублению сотрудничества между странами. О чем, кстати, говорили буквально совсем недавно - на одном из заседаний круглого стола в мажилисе парламента РК, посвященном конструктивному взаимодействию между республиками Центральной Азии в области трансграничной водной политики. Так как, несмотря на то, что в бассейне реки Сырдарья расположены четыре государства: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, тем не менее нормы соглашения между правительствами этих стран об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна Сырдарьи от 17 марта 1998 года, повторим, не выполняют. Кроме того, узбекской стороной не обеспечивается подача воды по каналу Достык в Махтааральский район ЮКО, несмотря на заявку казахстанской стороны. Как отметил тогда первый вице-министр МСХ РК Арман Евниев, ситуацию усугубляет отсутствие двустороннего соглашения с узбекской стороной по совместному использованию и охране трансграничных рек и эксплуатации межгосударственных каналов, а также разногласия с узбекской стороной по сбросу воды из Шардаринского водохранилища в Арнасайское понижение. И во многом проблему нельзя решить из-за отсутствия четких механизмов сотрудничества в сфере трансграничного водопользования в регионе. Хотя неизвестно, насколько даже это станет панацеей при нынешнем положении дел, если столь серьезный форум, как АЭФ, не в состоянии решить эти вопросы, и мнение экспертов сводится к “поговорили и разъехались”. Доказательством служит отсутствие каких бы то ни было серьезных договоренностей Казахстана с КНР, переговорный процесс по поводу вододеления Иртыша и Или между которыми тянется уже не одно десятилетие и поднимается на международном уровне, однако ни до чего конкретного на сегодня стороны так и не договорились.
Астана |