|
Ольга Шишанова В Казахстане решили привлечь сельских жителей Устюртского региона к сохранению устюртской популяции сайги. Об этом сообщил координатор проекта, президент многопрофильного некоммерческого холдинга “Колдау-Казахстан” Адильбек Козыбаков
В Казахстане сегодня обитают три популяции сайгаков - бетпакдалинская, уральская и устюртская. Три года назад произошел массовый мор сайги, погибло почти 90 процентов особей. Однако, несмотря на это, сегодня численность такой популяции, как бетпакдалинская, понемногу восстанавливается и количество животных в ней не находится в столь плачевном количественном соотношении, как, например, в устюртской. Которая, если быть объективными, на самом деле и сейчас находится практически на грани полного исчезновения, поскольку даже количество ее поголовья называют разное - от 1,9 до 2,7 тысячи особей. Тогда как еще в конце 80-х годов прошлого века в ней насчитывалось почти 270 тысяч голов, а ранее, по некоторым данным, численность устюртской популяции достигала полумиллионной отметки. Для того, чтобы вернуть ее былое величие и количество, координатор проекта считает, что первоначально должны быть задействованы Байганинский и Шалкарский районы Актюбинской области, в дальнейшей перспективе - Бейнеуский район Мангистауской области, то есть исконные пути миграции устюртской популяции сайги в пределах Казахстана.
Тогда как сама идея заключается в том, по словам Козыбакова, чтобы возродить забытые традиции, возложив ответственность за сохранение сайги и природы родного края в целом на скотоводов и любителей охотничьих традиций. Как это было еще в дореволюционные времена, когда отгонное животноводство, не наносящее ущерба природным пастбищам, совмещали с устойчивой охотой. К проекту собираются “приложить руку” и международные эксперты по сохранению биоразнообразия NABU из Германии, по данным которых, нечто подобное сегодня уже существует в сельских общинах Таджикистана и Кыргызстана, несколько лет привлеченных к охране исчезающих видов диких животных - козерога, винторогого козла, архара, бурого медведя и снежного барса. Однако в этом проекте есть несколько серьезных минусов, которым координаторы почему-то не уделяют должного внимания. Во-первых, проект, рассчитанный на год, по словам Козыбакова, потребует на первых порах немалой суммы для его реализации - почти 20 тысяч евро. На что потратят эти деньги и куда их применят, пока точно не известно. Разве что возникает предположение - на привлечение зарубежных экспертов, которые будут ездить по степи, пытаясь разъяснить местному населению, которое само еще только недавно числилось в списках браконьеров, как ему с оружием в руках противостоять новым уничтожителям природы. Правда, высказали мысль о том, чтобы по образу и подобию киргизских сельских общин эти деньги потратили на премиальные за каждый вскрытый факт браконьерства. Плюс возможные материально-технические возможности для охраны сайги - бинокли, подзорные трубы, фотокамеры, GPS-навигаторы и ГСМ. К слову, об оружии здесь пока речи не идет, но возникает вполне резонный вопрос - как будет происходить задержание вооруженных браконьеров? Словами и увещеваниями? Голыми руками с помощью боевых приемов? А если все-таки с оружием, то не станет ли это обычной перестрелкой между двумя противоборствующими группировками? Потому что пока координаторы проекта не могут определить, как решить проблему полномочий сельских жителей при задержании самих браконьеров, поскольку для этого придется вносить изменения в законодательство Казахстана. И ссылки на то, как это происходит в Кыргызстане и Таджикистане, мягко говоря, не имеют под собой реальной основы для других государств. Может, в таком случае стоит обратить внимание на другую идею, которая помогла бы в решении этой проблемы, и о которой мы уже неоднократно писали на страницах нашего издания? Ведь почему в большинстве случаев браконьерам удается уйти от закона? Все просто - проблема в том, что и местные браконьеры, и так называемые служители закона - те, кто призван охранять природу, зачастую связаны между собой кровными узами. Что это такое - объяснять не нужно. Поэтому в первую очередь неплохо в таком случае было бы провести некую ротацию - скажем, алматинского егеря отправить исполнять свой долг куда-нибудь в заповедники Северного Казахстана, тогда как тех, кто защищает природу на западе, например, в предгорья казахстанского Алтая. Работы для них хватит везде, особенно исходя из сегодняшней плачевной ситуации в плане методичного уничтожения биоразнообразия республики и того, что существующие в Казахстане природоохранные механизмы не дают почти никакого результата в области его сохранения. При этом никто не спорит, что подобное решение может вызвать неприятие, однако в таком случае необходимо твердо определиться - либо животный мир Казахстана должен быть сохранен, либо тогда не стоит предпринимать для этого вообще никаких усилий. При этом переселенным защитникам природы, инспекторам, егерям должны предоставить для надлежащего исполнения своих обязанностей более широкие полномочия, чем те, которыми они обладают сегодня. Во-первых, хорошую зарплату (а не сегодняшние 39 тысяч тенге). Во-вторых, возможность принятия решений на месте, касающихся охраны природы, особенно если они задерживают браконьеров с поличным. То есть положение законного представителя, занимающегося охраной природы, может быть даже сродни американскому шерифу, которого наделяют достаточно широкими полномочиями в своем регионе. Понятно, что все нюансы также предусмотреть будет невозможно, однако сделать так, чтобы егеря и инспекторы были не местными, вполне возможно, поскольку это все равно поможет уменьшить шансы того, что очередной факт браконьерства, факт уничтожения природы пройдет незамеченным или, более того, за него не привлекут ни к какой ответственности.
Астана |