ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ПРОФИЦИТ НА СЕЛЕ Горячие новости / События

Мадина Меирманова
Местное самоуправление, то есть самостоятельное решение населением вопросов местного значения, гарантировано в Казахстане Конституцией, 89-я статья которой гласит, что оно осуществляется населением “непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах”. Однако долгое время местное самоуправление в республике оставалось формальностью, и лишь с 2013 года избрали акимов в городах районного значения, сельских округах, поселках.
И вот с нынешнего года полномочия местновыбранных расширились: им передали права самостоятельно собирать налоги и распределять эти деньги на собственные нужды

Правда, не всем, а только руководителям сельских округов с численностью населения свыше двух тысяч человек. Таковых в стране 1062. Остальным такое право передадут лишь с января 2020 года.
Как это выглядит на деле?
Раньше все налоговые поступления, которые по закону идут в местные бюджеты, аккумулировали в бюджетах областей и районов. И уже оттуда перераспределяли в села. Теперь деньги поступают непосредственно в бюджеты поселков и сельских округов.
Всего таких “местных” налоговых поступлений шесть. Это индивидуальный подоходный налог, не облагаемый у источника выплаты (ИП, патент), налог на имущество, земельный и транспортный налоги физических и юридических лиц, плата за рекламу. Есть также неналоговые поступления: доходы от аренды госимущества, добровольные сборы физических и юридических лиц (интересно, что это такое?), штрафы за административные нарушения, доходы от продажи коммунальной собственности. Ну и, конечно же, поступления трансфертов из районного бюджета (как ни крути, а местных поступлений поселкам явно не хватит).
Распоряжаться этими деньгами аким может сам. Как пояснил вице-министр национальной экономики Руслан Даленов, если раньше закуп товаров и услуг для поселков и сельских округов производили район и область, то теперь местный голова “самостоятельно, со своим общественным советом, тратит эти деньги на селе. Может покупать товары и услуги на селе. И, разумеется, у местного акима появляется стимул сделать все, чтобы поступлений в бюджет было больше. А значит, он примет максимум усилий, чтобы увеличить налогооблагаемую базу. То есть должен (по идее) развивать малый и средний бизнес как основного донора своего бюджета.
Но это в идеале. На деле же пока так называемый бюджет четвертого уровня сталкивается с массой проблем.
Согласно плану на 2018 год, доходы собственных бюджетов местного самоуправления (МСУ) должны составить 113,8 миллиарда тенге.
Но из слов министра национальной экономики Тимура Сулейменова стало ясно, что часть из них уже ушла мимо.
“Сумму ИПН по патентам за первые месяцы 2018 года уплатили в декабре 2017 года”, - сообщил министр. Кроме того, по его словам, “в кабинете налогоплательщиков при исполнении обязательств за второе полугодие 2017 года в формах налоговой отчетности за 2017 год отсутствуют БИНы сельских округов. По обязательствам за 2018 год такой проблемы нет, но часть налогоплательщиков в начале текущего года оплачивала ошибочно в районный бюджет “по старинке”. Сейчас Минфин “в ручном режиме” перекидывает деньги из районов в сельские бюджеты. Равно как и платежи в МСУ, которые в начале года банки “ошибочно” зачисляли в доход района и городов областного значения.
Еще один важный финансовый фактор, который не позволяет местным акимам адекватно распределять предполагаемые расходы: неравномерность их поступлений в бюджет. “Основной объем налоговых и неналоговых поступлений, - сказал Сулейменов, - начинает поступать не ранее февраля текущего финансового года, постепенно увеличиваясь к концу года. Это приводит к тому, что установленные изъятия в вышестоящий бюджет, или самодостаточные бюджеты в это время не имеют возможности проводить финансовые операции из-за отсутствия средств”. А это означает, что работают они с поставщиками товаров и услуг “на доверии”: первые поставляют необходимые акиму товары, аким обещает, что заплатит позже... Так и живем...

 

alt

Вице-министр национальной экономики Руслан Даленов

 

Но есть еще пара факторов системного характера.
Первое - наличие незарегистрированных объектов недвижимости. (Напомню, что налог на имущество поступает в местные бюджеты, а с незарегистрированного имущества налог не платят.) Количество таковых за последние годы уменьшилось с 88,2 до 13,6 тысячи. И одна из причин, по которой эти объекты “зависли”, - отсутствие у их собственника денег на оформление документов. Так, оформить госрегистрацию прав на земельный участок обходится в среднем в 26,5 тысячи тенге (включая разработку землеустроительного проекта и установку границ). Расходы на оформление жилого дома составляют от 31 до 50 тысяч тенге в зависимости от региона.
Как результат, местные бюджеты недополучают деньги, что увеличивает нагрузку на бюджеты районов, которые, в свою очередь, наращивают трансферты в бюджеты поселков.
Миннацэкономики, чтобы исправить ситуацию, предлагает “рассмотреть возможность оказания этих услуг на льготных условиях”. Как это будет выглядеть, пока не понятно. Поскольку такие услуги, как, например, требуемый сегодня при оформлении дома эскизный проект или, как в случае с земельным участком, землеустроительный проект, разрабатывают частные компании, которым надо платить. Откажется ли государство от требования этих документов, или, быть может, будет “спонсировать их” (тогда за чей счет?), или просто откажется от взимания пошлины за оформление - не ясно.
Но в любом случае правительство должно отрегулировать все вопросы функционирования бюджетов четвертого уровня за оставшиеся полтора с небольшим года. С 2020 года количество самостийных бюджетов местного самоуправления расширится до 1381 сельского округа.

89-я статья Конституции гласит, что “в Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения”. Оно осуществляется населением “непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения”.
Согласно той же статье, этим органам местного самоуправления “может делегироваться осуществление государственных функций”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение