|
Ольга Шишанова
Издалека долго
Казахстан в очередной раз готовит проект соглашения с КНР о делении воды рек Иртыш и Или. Об этом сообщил первый вице-министр сельского хозяйства РК Арман Евниев на круглом столе по вопросам использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек в мажилисе парламента РК
История вопроса без малого насчитывает вот уже два десятка лет, то есть на протяжении всего этого времени Казахстан и Китай никак не могут прийти к соглашению в отношении правильного и справедливого деления водных потоков трансграничных рек. Особенно таких, как Иртыш и Или, хотя в общей сложности две страны соединяют между собой 23 водотока. Так, первый раз официальные переговоры по вопросу использования трансграничных рек между двумя государствами состоялись в 1998 году. С тех пор обе страны сталкиваются с острой конкуренцией по реке Или, однако Китай имеет гораздо большую долю ее водных ресурсов. В его границах, несмотря на то, что Или берет свои истоки на территории Казахстана, протекает 15,7 миллиарда кубометров в год. А это почти в три раза больше водотока, проходящего по территории Казахстана. Поэтому, по мнению экспертов, обоим государствам трудно определить, как правильно распределить количество воды между собой. Особенно учитывая планы КНР по превращению Синьцзяна в региональный и торговый центр в Центральной Азии с дальнейшим распространением влияния и на Средний Восток. Дело в том, что Синьцзян обладает водными ресурсами всего в 26,3 кубокилометра в год, что позволяет обеспечить водой только 18 миллионов человек. Но уже сейчас население района составляет более 20 миллионов с потенциалом дальнейшего роста. Кроме того, здесь много опустыненных районов, в особенности Таримская впадина в районе Кашгара. При этом китайская сторона считает (так, во всяком случае, утверждает центр исследований водных ресурсов Академии наук Китая), что они “имеют право на надлежащее использование речной воды, которая течет в пределах его границ, поскольку это справедливо - ведь Казахстан в значительной степени уже использовал реку в конце 1960-х годов, например, в связи с Капшагайским водохранилищем”.
Более того, в КНР за последние почти два десятка лет построили каналы “Черный Иртыш - Карамай” и “Иртыш - Урумчи”. По первому каналу перебрасывается значительный сток реки Черный Иртыш в озеро Улюнгур, откуда вода затем идет на промышленные предприятия Карамайского нефтяного бассейна для питьевого и промышленного водоснабжения, а также на орошение сельскохозяйственных посевов в этом регионе. Второй канал предназначен для снабжения водой Таримского бассейна. Причем пропуск воды по обеим водным артериям может быть доведен до 6,3 кубокилометра в год, а это уже превышение уровня эксплуатации водных ресурсов между двумя странами (безопасный предел равен 40 процентам от указанной цифры). Кроме того, Китай интенсивно осваивает 13 водохранилищ и 59 гидроэнергетических установок, действующих в русле реки Или. Что касается Казахстана, то в республике, согласно принятой водной программе, для того, чтобы уменьшить зависимость от водных ресурсов, которые она делит с Китаем, приходится фокусироваться на мерах экономии воды. С одной стороны, это неплохо - Минсельхозу республики давно следовало обратить внимание на бесхозное разбазаривание водотока трансграничных рек, особенно это касается Или, вода которой бесконтрольно “растаскивается” на полив и орошение заведомо убыточных и водоемких сельхозкультур, например, того же хлопка и риса, игнорируя возможности диверсификации. Не меньше проблем доставляет и бесхозяйственное пользование пойм, заливных лугов на реке Иртыш. Проблему не решают даже так называемые “водные” года, когда водоток на обеих реках превышает допустимые нормы благодаря природным факторам - большому количеству осадков, усиленному таянию снегов. Поскольку сельское хозяйство в Казахстане остается крупнейшим сектором водопользования, составляя 89 процентов от общего объема всего водозабора. Для сравнения: ЖКХ и промышленный сектор забирают примерно по полтора-два процента. Но в Минсельхозе республики во многом не согласны с теми положениями, которые существуют сегодня в водоразделе трансграничных рек между Китаем и Казахстаном. Тем более что новое соглашение, будучи уже не первым и даже не пятым по счету, не привело к хоть сколько-нибудь конструктивному диалогу - из 31 пункта в нем за долгое время согласовано лишь шесть. Да и те по незначительным поводам - например, “придерживаться принципов справедливости и рациональности”, а также “тесно сотрудничать с позиции искренности, добрососедства и дружбы”. Более того, как заявили в МСХ РК еще в феврале текущего года, “сейчас никаких договоренностей между Казахстаном и Китаем по распределению водных ресурсов реки Или не существует. Имеются договоренности по использованию притоков реки Или, это реки Хоргос, Сумбе и Кайшибулак (Нарынкол). По ним сток распределен в пропорции 50 на 50 процентов”. Что касается реки Или, то, по мнению казахстанской стороны, “независимо от того, какой объем стока реки Или формируется на территории Казахстана или КНР, соответствующая доля должна учитываться для потребителя, расположенного в самом конце - на озере Балхаш. И то, что останется после, то и должно делиться между двумя сторонами. Это нормы международного водного права. В 2015 году аналогичные нормы учтены при формировании целей устойчивого развития, и они приняты Генеральной ассамблеей ООН”. Однако этого не происходит, и сегодня Казахстан для своих нужд использует не более 2,5 кубокилометра в год водотока реки Или, тогда как в Китае ее потребление превышает 15 кубокилометров.
Астана |