|
Ольга Шишанова Накануне празднования Дня Великой Победы, как правило, почти все экскурсионные маршруты городов СНГ обязательно пролегают мимо мемориалов или памятников, связанных с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. В Москве - это Могила Неизвестного Солдата, в Санкт-Петербурге - Пискаревское кладбище, в Бресте - Брестская крепость, в Волгограде - Мамаев курган и дом Павлова. А что же Казахстан, республика, которая послала на фронты Великой Отечественной почти четверть своего взрослого населения в те суровые годы?
Одним из самых грандиозных и, пожалуй, известных памятников, который благодаря умению скульпторов и архитекторов отразил один из самых драматичных моментов в Великой Отечественной войне, можно назвать Мемориал Славы в алматинском парке имени 28 героев-панфиловцев. Его соорудили в 1975 году, приурочив открытие к 30-летию Великой Победы над немецко-фашистской Германией. Состоит он из трех частей. Левая сторона - горельеф “Клятва”, изображающий красноармейца, ведущего на поводу коней погибших товарищей. Центральная часть триптиха - “Подвиг” - запечатлела образы героев-панфиловцев, грудью защищавших Москву, перед ними горит Вечный огонь, зажженный в момент открытия мемориала, то есть 43 года назад. И наконец, правая композиция - “Трубящие славу” - придает всему комплексу оптимистическое звучание, ее образы воплощают гимн торжествующей жизни. У подножия Вечного огня - массивные кубы из лабрадорита, под которыми замурованы капсулы с землей, доставленной из городов-героев бывшего СССР.
Кстати, горельеф на подиуме, выполненный техникой чеканки по меди, воссоздавал представителей 15 республик в контуре карты бывшего Советского Союза. А еще на подиуме высечены слова умирающего политрука панфиловской дивизии Василия Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!”. Интересна и необычна история создания мемориала, который в СССР решили увековечить в 1973 году. По странному стечению обстоятельств или это была рука судьбы, но желание поработать над эскизом памятника высказали 28 скульпторов Союза, среди них - никому тогда еще не известный Виктор Андрющенко. Это потом именно эта работа принесет скульптору Андрющенко всесоюзную славу. А пока, как рассказывал в своих воспоминаниях профессор и деятель культуры РК Курман Муратаев, Виктор Андрющенко, возвращаясь вечером домой, случайно купил газету “Советская культура”. Именно там, на последней странице, где обычно печатают объявления о творческих конкурсах, он и прочел заметку о всесоюзном конкурсе на создание в Алматы памятника 28 героям-панфиловцам. И тогда молодой скульптор решил рискнуть. Он собрал чемодан и отправился навстречу своей судьбе, которая с тех пор неразрывно связала его с Казахстаном, ведь по прибытии в Алматы для создания эскиза памятника героям, погибшим под Москвой, утвердили именно его работу.
Скульптору предоставили квартиру, выделили дачу, на земле Казахстана у него появилось двое сыновей. Но все это будет намного позже, потому что у художника уже закипела работа в мастерской - на свет рождалось его первое и главное детище - Мемориал памяти 28 героям-панфиловцам. Интересно, что во время открытия монумент произвел неизгладимое впечатление, по признанию самого Виктора Андрющенко, даже на него самого. - Я прекрасно знал, что скрывается под этим покрывалом, до мелочей. Но так получилось, что в душе ахнул, - признавался он потом. До этого все сомневаясь: “Все ли я сказал, что хотел, людям, не знаю, но мне хотелось, чтобы воины ожили в скульптуре вечными героями”. Его проделанной работой остались довольны потомки тех, чью светлую память он увековечил. - Сколько было народу, сколько волнений, впечатлений сохранилось до сих пор. Я помню, мы спускались, и вот эта панорама давала полное ощущение, что это кусочек того места, где все это происходило, - отзывалась о мемориале внучка генерала Ивана Панфилова Алуа Байкадамова. А происходило все это в середине ноября 1941 года, когда немецко-фашистские войска предприняли генеральное наступление на Москву, бросив в сражение 51 дивизию, 650 боевых самолетов, 1500 танков. Так получилось, что на участке обороны Москвы в составе 16-й армии заняла позицию и 316-я, впоследствии 8-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Ивана Панфилова, сформированная в Казахстане. Воины этого соединения удерживали рубеж на Волоколамском направлении, где особенно ожесточенные бои развернулись у разъезда Дубосеково. Именно там 28 бойцов дивизии вступили в бой с пятьюдесятью вражескими танками. За четыре часа они вывели из строя 18 бронированных машин. Почти все погибли, но никто не отступил. А ведь совсем незадолго до этого дня в казахстанском Талгаре, во время формирования дивизии, бойцов вывозили на короткие учения, заставляли окапываться, гоняя на них трактора, чтобы психологически они были готовы к встрече с танками. И потом, уже в бою, воины того формирования так и продолжали танки называть тракторами...
Астана |