Ольга Шишанова Сразу несколько экспедиций организуют в этом году в разные точки Казахстана с целью дальнейшего расширения электронного атласа сакральных мест республики
В программу “Сакральная география Казахстана” решило внести свою лепту и Казахстанское национальное географическое общество Qazaq Geography. Которое, к слову, свою работу начало еще в прошлом году, буквально сразу после того, как глава государства озвучил идею воссоздания и сохранения сакральных мест Казахстана. Приняли решение составить электронный атлас Казахстана, по образу и подобию проектов в зарубежных странах, пользующихся популярностью не только у туристов, но и у ученых, потому что позволяют, не выезжая за пределы страны, заниматься изучением и вносить дополнительные сведения в тот или иной реестр любого включенного в такой атлас объекта. Свой проект команда Qazaq Geography назвала “Киелi ћазаћстан”, и уже в конце 2017 года в электронный атлас после посещения сакральных мест сотрудниками географического общества внесли мазар Жубан-Ана, археологический комплекс Теректы Аулие, медресе Калжан-Ахун, башню Бегим-Ана, подземные мечети Шакпак-Ата, Шопан-Ата и Бекет-Ата. В текущем году ученые намерены изучить еще шесть объектов духовного наследия, являющихся живым свидетельством того, что земля Казахстана издревле была домом разнообразных сакральных практик и мировоззрений. На очереди - майская 10-дневная экспедиция по местам Центрального и Восточного Казахстана, в рамках которой запланировано первоначальное изучение старинной деревянной мечети в Акколе, пещеры Коныр-Аулие, развалин монастыря Аблай-кит, Аккольского мазара, мечети отца поэта Абая Кунанбаева и Кызылкентского храма. Затем это богатейшее духовное наследие Казахстана попадет к исследователям Назарбаев Университета для уточнения ГИС-координат, обработки записанных народных сведений и оцифровки манускриптов по вышеназванным темам, запрошенным из архивов и библиотек. Результаты исследований будут доступны онлайн на сайте электронного атласа сакральных мест и должны оказаться весьма любопытными для многих.
Так, например, мечеть Акколь построили башкирские архитекторы в сибирско-татарском “мусульманском” стиле, а с пещерой Коныр-Аулие, под которой находится озеро, связано множество тенгрианских легенд. Или, например, что касается джунгарского монастыря Аблай-Кит, там еще с XVII века находились рукописи на монгольском языке, там нашли изображения бодхисатв, а “Красный храм” - Кызылкент, по свидетельствам историков, построили племена, которые с давних времен исповедовали буддизм. Напомним, что в республике существует пока только предварительный список сакральных мест, которые определили и внесли в реестр в рамках программы “Сакральная география Казахстана”. Это 185 исторически значимых мест общенационального уровня и почти тысяча региональных объектов. По словам руководителя центра “Сакральный Казахстан” Берика Абдыгалиулы, проект будет постоянно пополняться новыми объектами, что нужно закрепить на законодательном уровне. “Мы хотим внести на рассмотрение специальный закон, в котором содержится пункт о сакральных местах. Законопроект предполагает защиту исторических памятников, а также официально подтверждает предоставление им особого статуса”, - считает ученый. Добавим, что сегодня уже опубликовали первоначальные варианты книги “Национальные сакральные объекты Казахстана” и энциклопедии “Сакральный Казахстан”, в которых подробно описали результаты прошедших экспедиций в каждый регион страны. Кстати, в 2018 году Qazaq Geography планирует издать еще и научно-популярную книгу “Судьба и наследие Чокана Валиханова”, которая откроет новые факты о жизни знаменитого казахстанца, которые детально и скрупулезно исследовал автор и ученый, доктор исторических наук, профессор Жарас Ермекбай, полагая, что это издание также можно смело отнести к духовному наследию.
Астана |