|
Константин Маскаев К сентябрю в Алматы должны реконструировать подземные переходы. Соответствующее поручение получили районные акимы. Оказалось, что отныне в подземных переходах не место магазинам, кафе и прочим лавочкам. Подземные переходы нужно оснастить видеокамерами и вывести их в центр оперативного управления ДВД. Подземный переход можно будет использовать для двух незатейливых вещей: для перемещения на другую часть улицы и оправления естественных надобностей в платном заведении типа туалет. Еще в переходе, по мнению градоначальника, “должна музыка классическая или какая-то успокаивающая играть”
Своим видением, каким может оказаться алматинский сабвэй, аким города поделился на встрече с жителями и активом. Бауыржан Байбек привел мнение “западных консультантов”, которые говорят, что подземные пешеходные переходы вообще не нужны. “Люди не должны уходить под землю!” - довел до общественности аким Алматы новые тенденции. И как-то неуверенно добавил: “Но это традиция, эти пешеходные переходы были, наверное, их нужно сохранять”... В алматинском городском акимате не хотят, чтобы подземка оставалась “базаром с функцией пешеходного перехода”. “В городе 56 подземных переходов. Мы каждому акиму района сейчас на это достаточно средств выделили. Но это должен быть не просто текущий ремонт: подкрасить, подшаманить. Красиво, безопасно, без торговли. Когда человек заходит, должна музыка классическая или какая-то успокаивающая играть. Платный туалет поставить и видеонаблюдение”, - распорядился градоначальник, предварительно спустившись в подземку в сопровождении чиновников и журналистов. Аким Алматы рассказал, почему считает нужным ликвидировать торговлю. По его словам, “к нам, в том числе от партии “Нур Отан”, подходили и говорили, что мы закрываем рабочие места. Но мы об этом уже говорили, вокзал стал как базар с функцией вылета, базар с функцией остановки, перехода. То есть у нас подземные переходы, по сути, стали местами для торговли, там есть и самса, и другая еда. Но там ни туалетов нет, там нельзя ни руки помыть, то есть там полная антисанитария. И сегодня эти люди (видимо, речь идет о тех, кто работал в подземках. - Прим. ред.) говорят, что мы закрываем рабочие места! У нас площадь торговых домов составляет 17 тысяч квадратных метров, на базарах есть места - нужно помогать людям... Мы поручили каждому акиму района выделить достаточно средств на содержание подземок. Сейчас мы освободили подземные переходы, все очищаем”. Итак, торговлю из подземок решили изгнать, а сферу обслуживания сузить до одной-единственной функции. А ведь до недавнего времени считалось, что наличие так называемой сабвэй-культуры вкупе с метрополитеном воспринимается как признак большого города. Это нормально, когда в подземке формируется какое-то привычное и доброжелательное пространство, состоящее из мелких магазинов, букинистических лавочек, лотков с сувенирами, бижутерией и прочими мелочами, газетных и журнальных развалов, уличных музыкантов, услуг по ремонту и чистке обуви, распечатке документов и фотографий, закусочных... Это нормальная среда для таких мест. В подземке также можно, например, на время укрыться от внезапно налетевшей непогоды, скоротать время у витрин. Вопрос же санитарной чистоты и безопасности там не стоит так остро, как его пытаются представить. Достаточно обязать арендаторов самостоятельно следить за чистотой. До сравнительно недавнего времени в южной столице было несколько подземных переходов со своей индивидуальностью, особым стилем. Например, у подземки около гастронома “Столичный” были автоматические раздвижные двери, а все пространство представляло собой круглосуточный магазин игрушек, канцелярских товаров, подарков, моделей военной и прочей техники. Там же приобретали цветы, медиалитературу, книги, корм и аксессуары для домашних животных. И камеры видеонаблюдения там были на виду. И доброжелательные продавщицы. И вечно скучающий охранник, поскольку в этом хорошо освещенном месте было как-то не до хулиганских выходок. Вопрос: кому этот отлаженный и вполне уютный мирок помешал? Подобное место - подземные переходы у ЦУМа и под пересечением улицы Гоголя с проспектом Абылай хана. Там торговали книгами и антиквариатом, парфюмерией в розлив и обувью, перчатками, салфетками, кепками, зонтиками и прочей “ерундой”, которая могла понадобиться прохожему совершенно спонтанно. Зачем понадобилось рушить все это? Ведь по ныне прозвучавшему мнению чиновников, в подземке не хватает какой-то малости: хорошего освещения, чистоты и общественного туалета? А чем отличаются от обычных пешеходных подземных переходов переходы, ведущие к станциям метро? Почему-то там можно все привести к каким-то приемлемым и цивильным формам. А остальная городская подземная инфраструктура чем не удалась? Иной пример: целая система больших и просторных подземных переходов у спорткомплекса “Халык Арена”. Горожане активно ими пользовались в дни Универсиады, а теперь по ним удобно переходить под двумя особо оживленными трактами, соединяющими город и область: Кульджинским и верхним Талгарским шоссе. В этих переходах нет торговли, услуг и намека на жизнь. Царит запустение, ветер гоняет пыль и миазмы. Люди стараются миновать эту подземку быстро, не задерживаясь. Идут, освещая себе путь светом смартфонов. Опасно. Давно замечено, что многие инициативы городской власти последнего времени сводятся к запретам. Они вычеркивают что-то привычное и проверенное временем под предлогом, что это мешает чему-то новому. Так Алматы лишили трамвая. Затем - части кинотеатров и исторических зданий. Теперь ведомство градоначальника решило перекроить андеграунд. То есть подземку.
Первой ласточкой, по-видимому, следует считать переход у ЦУМа. Для пешеходов разметили наземный переход, поставили светофоры. Из подземки попросили всех бывших обитателей-торговцев. В переходе тут же воцарился хаос. Осветительные приборы кто-то разбил или разграбил, со стен сорвали отделочную плитку. В переходе оказалось темно, пыльно и опасно - из-за битого стекла, свисающих с потолка проводов и фрагментов былой облицовки. Вопрос: для чего нужно создавать на поверхности пешеходный переход, из-за которого теперь приходится периодически останавливать поток машин и создавать заторы, если подземный переход десятилетиями не только справлялся со своей задачей, но и был гораздо безопаснее наземного перехода? Сложно найти рациональный ответ. |