Алла Иванилова Сегодня далеко не все нуждающиеся в законном жилье могут претендовать на реализацию этого права. Причины тому - правовые коллизии в законодательстве и отсутствие четких механизмов. В итоге де-факто у многодетных матерей есть привилегия получить от государства квартиру, но де-юре некоторые нюансы в законе препятствуют такому “вознаграждению” за повышение рождаемости
|
Такие правовые коллизии существуют уже более десяти лет. Недавно на них обратил внимание общественности уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров, который направил в адрес правительства очередное обращение касательно соблюдения жилищных прав казахстанцев. Правозащитник считает, что необходимо провести инвентаризацию жилищного законодательства. И на то есть причины. Так, согласно законодательству социально уязвимые группы населения имеют право на жилье из государственного жилищного фонда. Однако на практике это далеко не всегда соблюдается. Поступающие в учреждение омбудсмена жалобы казахстанцев свидетельствуют об этом. Одной из проблем, отмеченных в обращении, является присутствие в действующем законодательстве правовой коллизии в реализации многодетными матерями, награжденными подвеской “Алтын алқа”, права на получение жилья из государственного жилищного фонда в первоочередном порядке в соответствии с Законом “О государственных наградах”. Дело в том, что согласно другому Закону “О жилищных отношениях”, принятому двумя годами позже - в 1997-м, награжденные подвеской “Алтын алқа” могут претендовать на эту льготу только по категории многодетных семей. А это значит четверо и более детей, но лишь несовершеннолетних. При этом у обладательниц “золотой” подвески семь и более детей, причем не обязательно, что четверо из них до 18 лет, могут быть и старше. Эту правовую коллизию подтвердила прокуратура г. Астаны, из разъяснений которой следует, что при наличии таких противоречий превалирует закон, введенный в действие последним. В нашем случае - “О жилищных отношениях”. Омбудсмен отметил, что необходимо проанализировать и привести к единому чтению нормы закона. Другой не менее важный вопрос касается отсутствия четкого механизма постановки на учет граждан, чье жилище не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям. Так, к примеру, согласно законодательству, если человек проживает в аварийном доме, не предназначенном для жилья, он имеет полное право получить в порядке очередности жилье из госфонда. Однако на практике таких прецедентов нет. Ввиду отсутствия механизма эта норма Закона “О жилищных отношениях” в течение длительного времени не работала. По информации акимата Астаны, предоставленной в порядке ответа на запрос национального правозащитного учреждения, до этого времени ни один нормативный акт не определил уполномоченный орган по выдаче документа, подтверждающего несоответствие/соответствие жилища вышеуказанным требованиям. Чтобы устранить этот пробел, учреждение омбудсмена совместно с Министерством по инвестициям и развитию провели определенную работу, и в феврале прошлого года внесены изменения в соответствующий подзаконный акт. Таким образом, установили порядок выдачи необходимых заключений: по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа выдается оригинал заключения на жилище. По результатам технического обследования жилища аттестованным экспертом в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности выдается оригинал технического заключения на жилище. Вместе с тем проведенный мониторинг показал, что на местах не знают о введенных поправках и по-прежнему продолжают отказывать в постановке на учет гражданам в случаях, когда их жилища не отвечают установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям. “Необходимость упорядочения этой проблемы очевидна, так как неудовлетворительные жилищные условия являются источником угрозы здоровью и жизни граждан”, - отмечает в своем обращении омбудсмен.
Астана |