|
Марта Рогова Парламентарии вновь требуют от правительства ввести законодательное регулирование рынка криптовалют. По мнению сенаторов, надо или запретить, или взять под контроль их использование. А иначе мы можем столкнуться ни много ни мало с социальными катаклизмами. Но как регулировать - ни депутаты, ни, увы, те, к кому они обращаются, еще не знают...
Криптовалюты сегодня - тема актуальная. Придуманные как альтернатива устоявшейся мировой финансовой системе, они стали сегодня и самым крупным финансовым пузырем, и отличным способом передвижения “теневых” денег одновременно. В ряде государств криптовалюту биткоин признали платежным средством. Однако контроль за ее движением установлен разве что только в форме перевода в местные валюты или при обналичивании через спецбанкоматы. В 60 странах мира установлено более двух тысяч биткоин-банкоматов, большая часть которых находится в США и Канаде. В Казахстане тоже есть три таких банкомата. Есть также контроль за движением этих денег через биржевые операции на специальных криптовалютных биржах. Впрочем, они все частные, в связи с чем финрегуляторам не всегда доступна полная информация о сделках. Китай, например, в ноябре прошлого года ввел запрет на внутренние биржи криптовалют и намерен взять под контроль как отдельных лиц, так и компании, работающие на этом рынке. Причина такого решения Центробанка КНР - финансовые риски, в том числе возникновение финансовых пирамид.
В нынешнем году от операций с криптовалютными активами отказались ведущие американские эмитенты кредитных карт. JPMorgan Chase, Bank of America и Citigroup ввели запрет на приобретение биткоинов и других криптовалют посредством своих кредитных карт. Еще раньше от криптовалютных транзакций отказались Capital One и Discover. Причина та же - кредитные риски таких транзакций. Как поясняли финансисты, покупка криптовалют с помощью кредитных карт может грозить их эмитентам потерей средств (особенно на фоне угрозы резкого снижения курса криптовалют, как это происходило в декабре и начале февраля). В этом случае убытки понесут финансовые институты. Кроме того, банки считают, что мошенники могут использовать похищенные данные кредитных карт для покупки криптовалют за чужой счет. В общем, пока ни один официальный финансовый институт, будь то частные банки или государственные финрегуляторы, не придумал, как контролировать ни процесс эмиссии (майнинга) электронных денег, ни их хождение. Поэтому-то в мире ситуация с цифровыми деньгами меняется ежедневно: одни страны сначала разрешают хождение криптовалют на своих территориях, затем отказываются, поскольку не могут контролировать процесс (КНР тому пример). Казахстан выбрал выжидательную тактику. Осторожность государственных финансистов в этом вопросе понятна. Наша страна уже столкнулась с парой крупных финансовых кризисов, когда за счет госсредств приходилось “вытягивать” из ямы системообразующие банки, вливая в них миллиарды денег Нацфонда. А заодно помогать вкладчикам таких банков. Если официально разрешить использование криптовалют в Казахстане, государство де-юре получит ответственность за риски. А этого, разумеется, ни Нацбанк, ни правительство очень не хотят. Хотя бы до тех пор, пока не появится система (в любой стране мира), которая позволит регулировать этот рынок. Впрочем, то, что не запрещено, - разрешено. Поэтому в Казахстане, как и во многих других странах, вполне легально создают и продают криптовалюты. Даже предлагают услуги и товары за биткоины. Фискальные же службы заявляют о том, что доход, полученный при торговле на рынке виртуальных валют, переведенный в “нормальные валюты”, налогооблагаемый, и уклонение от него - законом наказуемо. Еще раз уточним, только в том случае, если виртуальные деньги уже переведены в другие валюты, то есть получена некая прибыль от подобных валютных операций. Однако парламентарии уже не раз высказывали претензии к правительству и Нацбанку, что те “не шевелятся” в деле регулирования цифровалютной сферы. Вот и на этот раз ряд сенаторов обратился к премьеру и председателю Национального банка, заявляя о “необходимости первоочередного принятия решения по регулированию или запрету использования криптовалюты с установлением соответствующей ответственности в законодательстве Республики Казахстан”. При этом депутаты заговорили о необходимости “обеспечения защиты имущественных прав и свобод граждан при совершении сделок с криптовалютой (биткоин, эфириум и другие виды)”. Как говорят сенаторы, отсутствие законодательных государственных гарантий по защите имущественных прав и свобод граждан при совершении нерегулируемых (незапрещенных) сделок имеет потенциальную угрозу для обеспечения правопорядка и может “вызвать непрогнозируемую реакцию социальных групп при обрушении или ином непредсказуемом поведении рынка криптовалют, рост мошенничества”. По сути, парламентарии наступили на “больную мозоль” властей. Ведь если криптовалюта “рухнет”, то с требованием “помочь” граждане потянутся именно к властям. Отсутствие какого-либо регулирования вроде как отстраняет правительство от этого вопроса. Мол, мы предупреждали, что это пузырь и ни за что ответственности не несем. Об этом и депутаты сказали: “Криптовалюты не обеспечены реальными активами, не имеют реальной стоимости и не влекут обязательств каких-либо лиц по возврату денег, соответственно, отсутствуют гарантии сохранности вложенных инвестиций”. Эдакая пирамида глобального масштаба. Однако есть другая сторона медали, о которой говорят депутаты. А именно угроза роста теневого оборота средств. “Формирующийся оборот криптовалют имеет признаки коммерческой деятельности, но в силу отсутствия регулирования не вовлекается в бюджетный и налоговый сектор финансовой системы страны”, - говорится в депутатском запросе. Кроме того, “учитывая трансграничный характер, криптовалюта может использоваться для операций с объектами, оборот которых запрещен либо ограничен (оружие, наркотики, лекарственные препараты), в силу чего представляет потенциальную опасность для роста латентной преступности”. Единственно возможный способ контроля в этом случае - отслеживание процессов покупки криптомонеток за реальные деньги. То есть через банковские транзакции и те же банкоматы. В общем, вопрос этот весьма неоднозначный. И, судя по всему, у правительства и Национального банка, так же как и у фининститутов других стран, нет представления, как же регулировать эту опасную сферу. А значит, учитывая традиционную осторожную политику нашего правительства в сфере финансов, какие-то реальные шаги в этом направлении мы увидим еще не скоро. |