|
Алан Байтенов Скользкая дорожка Проекты с бетонными автомагистралями не оправдались
Как показала практика, дорогостоящие транспортные проекты, где используются самые передовые (нас в этом уверяли на стадии реализации) технологии строительства высокоскоростных магистралей, не подходят под наши климатические условия. Оказывается, голый бетон при малейшей удобной возможности покрывается тонкой специфичной ледовой коркой. Сцепление почти нулевое. Старый добрый асфальт надежнее
Выяснилось это уже после сдачи мегапроектов. И сегодня все хайвеи, что содержат подобные неприкрытые участки, надо переделать, конечно же, если государству важен вопрос безопасности. Об этом говорят депутаты. Именно они стараются привлечь внимание к проблеме, озвучивая соответствующие запросы уже после того, как все случилось - когда не подходящий под наши условия проект приняли и оплатили. Это, к слову, очень удобная форма указать на недостатки, при этом никого не обвиняя и, конечно же, предлагая способ решить проблему, потратив еще деньги. Но обо всем по порядку. Так, Ерлан Барлыбаев, депутат мажилиса парламента, на очередном заседании предложил переделать все высокоскоростные магистрали, где при строительстве использовали бетон. В смысле, голый бетон без асфальтового покрытия. По мнению депутата, просчета вроде как и не было, однако он предлагает пересмотреть стандарты автомобильных дорог и отказаться от участков с открытым бетоном. “Эксплуатация таких автомагистралей в осенне-зимний период выявила важный недостаток бетонного покрытия, который при наступлении холодов превращается в сплошной ледовый каток. Дороги на бетонной основе необходимо покрывать асфальтовым слоем”, - отметил депутат на очередном пленарном заседании. При этом он же добавил: “Для Казахстана с его резко континентальным климатом такая особенность новых дорог приводит к многочисленным ДТП, собирающим множество автомобилей и человеческие жертвы”. В черный список депутата попали следующие участки скоростных магистралей - Астана - Щучинск, Астана - Караганда, Алматы - Капшагай.
На какое исследование опирался уважаемый депутат, он не указал. Однако его, по всей видимости, все же провели. Пусть неофициальное без опубликования результатов в открытых источниках. А это уже признание того, что просчет все же был. Внимательный читатель, к тому же если он еще и автолюбитель, безусловно, обращал внимание на сообщения о невероятном гололеде именно на упомянутых участках дорог. Особенно часто упоминали участок трассы Алматы - Капшагай. Однако в официальные СМИ информация едва протискивалась, распространяясь в основном через популярные социальные сети и мессенджеры. Подхватывали сообщения и агрегаторы новостей. В общем, о местечковых проблемах знали все, кроме, получается, самих дорожников и контролирующих их деятельность органы. Следовательно, статистика ДТП терялась в общей картине аварийности в относительно сложные для безопасного вождения периоды года - никто из “официалов” не связывал повышенную аварийность на этом участке именно с особенностью дорожного покрытия. Впервые об этом заговорили в январе 2016 года, когда портал МИР24 сообщил: “На участке Алматы - Капшагай из-за обледенения за сутки произошло несколько десятков аварий”. Да, просим заметить, это не касалось участка Капшагай - Талдыкорган, что лежит в одном направлении и в одной климатической зоне, но с другим дорожным покрытием - асфальтовым. Но вот теперь после запроса депутата все встало на свои места - оказывается, голая “бетонка” действительно представляет опасность. С этим, к слову, и связано ограничение скорости в 40 километров в час на десятки километров, которые устанавливают на передовой высокоскоростной магистрали, начиная с осенних месяцев. Как же это по-нашему - решать вопросы установкой дорожных знаков. То есть предупредить, запретить и снять с себя ответственность. Возникает двоякое чувство. С одной стороны, хорошо, что на проблему, наконец, обратили внимание - значит, ее попытаются решить. А с другой - видно, что налицо просчет еще на стадии проектирования, который стоил не только денег, но и, это главное, жизней. И за это никто ответственности не понесет. И мы не уверены, что по поводу технического просчета проведут проверку с привлечением к ответственности всех в этом виновных должностных лиц. В первую очередь тех, кто принимал дороги с этим голым бетонным покрытием. Ведь, повторимся, депутатский запрос - это самая удобная форма указать на проблему со стороны, при этом не говоря ничего конкретного. Кстати, это обычная практика, особенно в том случае, если решать вопрос все равное придется. Как? По уже отработанной схеме. Ведь в запросе четко обозначен и способ выхода из сложившейся ситуации - покрыть скользкую дорожку специальным высокотехнологичным асфальтом с резиновой крошкой, который уже “лежит и отлично себя показывает” на трассе Кокшетау - Кишкенеколь. Мол, надо “активнее внедрять эту технологию и рассмотреть возможность утверждения соответствующих стандартов покрытия для скоростных автомобильных трасс международного и республиканского значения”... Выход обозначен ясно. Но кто за это заплатит - за то, что не сделали этого сразу, однозначно увеличили стоимость проекта (еще только предстоит посчитать, в какую копейку влетит каждый километр первоклассного полотна на упомянутых хайвеях), а также создали заторы на пути транспортного потока, который придется перекрыть? И ведь не отмахнешься уже - проблема весома и обозначена официально. |