|
Алексей Мальченко У водителя нет пола - как для мужчин, так и для женщин правила дорожного движения (ПДД) едины. И все же это равенство признают отнюдь не везде, ограничивают и даже запрещают колесить “каблучкам” по дорогам общественного пользования
Воспоминания о праздновании Нового года уже практически затерялись в рабочей рутине, однако новости, которые он принес, поднимают бурные дискуссии в социальных сетях до сих пор. В соседнем Туркменистане женщинам запретили садиться за руль. Согласитесь, довольно неожиданный запрет для XXI века. И все же это данность, с которой туркменкам, а возможно, и всем женщинам, посещающим эту страну, теперь придется смириться и передвигаться на авто лишь в качестве пассажира. Любопытно другое - чем именно обоснован запрет и как в Туркмении оформили его законодательно? Сама тема особенностей “женского” вождения неисчерпаема. Она уже давно стала стержнем для создания множества анекдотов, а развитие социальных сетей позволило многим пользователям интернета убедиться в том, что комические и курьезные ситуации возникают на дорогах и в реальной жизни. В действительности некоторые женщины порой совершают такие непредсказуемые маневры, от которых волосы встают дыбом. Однако и среди мужчин немало шумахеров, которых не лишним было бы отправить на пересдачу водительских прав хотя бы для того, чтобы они ознакомились с основами ПДД. Встречаются неадекватные водители обоих полов, однако нигде в мире нет такой практики, чтобы мужчинам запрещалось водить автомобили...
Но, кстати, о законе. Никаких постановлений или поправок к ПДД в Туркмении, в которых говорилось бы о запрете, мы так и не нашли. Однако это вовсе не означает, что новость оказалась фейком, а право управления транспортом у женщин сохранилось. Дело в том, что это отнюдь не первое туркменское нововведение, которое можно назвать, по меньшей мере, странным и которое также не имеет юридического обоснования. Например, в конце 2017 года там запретили эксплуатировать автомобили черного цвета. Согласно данным, опубликованным на сайте “Альтернативные новости Туркменистана”, об этом нововведении полицейские оповещали водителей заблаговременно, но те до последнего момента не верили, что такие нововведения станут реальностью. Так, в 2015 году ввели запрет на ввоз в страну черных авто, а в декабре 2017-го полицейские начали забирать на штрафстоянку автомобили, которые уже стоят на учете, но не проходят по “дресс-коду”. Единственный способ вернуть себе черного коня со штрафстоянки - предоставить разрешение на перекраску, которое выдается в полиции на основании заявления владельца авто. То есть юридически получается так, что вроде бы все водители сами изъявили желание перекрасить свои машины. Другое любопытное ограничение коснулось объема двигателя ввозимых автомобилей. Уже давно известна практика, применяемая во многих странах мира, - запрет на крупнообъемные двигателя. Их либо запрещено ввозить в принципе, либо такие автомобили облагаются очень большими пошлинами при растаможке и постановке на учет, а в дальнейшем - немалым налогом на транспорт, который оплачивается ежегодно. Здесь ключевую роль играют борьба за экологию, экономия топлива и прочие аналогичные факторы. Однако в Туркмении помимо запрета движков объемом более 3500 кубических сантиметров запретили ввоз автомобилей объемом двигателя менее (!) 1300 кубических сантиметров. Чем не угодили малолитражки? Также непонятно. Другой пример внезапных перемен - запрет на ввоз авто, не оборудованных подушками безопасности. Так случилось в конце марта 2015 года, когда на казахстанско-туркменской границе скопилось более 150 ВАЗовских автомобилей, оказавшихся под запретом в Туркменистане. Водителей заранее не информировали о введении ограничения, и они пригнали эти авто из России. Машины гнали через Казахстан и после пересечения границы. Оказавшись на нейтральной территории, они уткнулись в законодательный “кирпич”. В надежде на благосклонность великого Туркменбаши люди провели на границе больше трех недель, а потом, бросив авто, вернулись на родину ни с чем. “Жиги”, в одночасье ставшие в Туркменистане вне закона, так и остались на нейтральной территории. Но вернемся к табу для туркменских женщин, и главный здесь вопрос “почему?”. Первое предположение - попытка упорядочить и нормализовать дорожный трафик. В открытых источниках говорится, что еще “...5 декабря министр внутренних дел (Туркменистана. - Прим. ред.) Исгендер Муликов представил главе государства информацию о том, что, по статистике, большая часть ДТП в стране происходит по вине водителей-женщин или с их участием. Президент поручил министру “исправить ситуацию”. По всей видимости, решение этой проблемы нашлось именно в запрете. В некоторой степени такой шаг действительно изменит обстановку на дорогах Туркмении, но это произойдет не столько из-за того, что будут водить одни только мужчины, а из-за общего сокращения числа водителей. Вероятно, уже скоро озвучат статистические данные о резком снижении числа ДТП. Только вот какую реальность эти цифры отобразят? Да и в случае принятия этой версии становится не совсем понятно, как быть с водителями-мужчинами, которые водят неважно и наверняка будут попадать в ДТП. А может, инициаторов этого решения прельстил опыт некоторых исламских стран? Так, в Саудовской Аравии жизнь женщин, в принципе, состоит из сплошных запретов, в их числе значится и запрет на управление автомобилем. И, кстати, если в Туркмении весь процесс “очищения” дорог проходит по принципу каких-то внутренних распоряжений, то саудиты даже стараются найти некие рациональные (?) основания. Так, по мнению одного из авторов исследования, направленного на изучения влияния процесса вождения на человека, профессора Субхи, он развращает представительниц слабого пола, а также усиливает интерес к порнографии. Правда, в чем именно состоит разврат, тамошние ученые еще не выяснили... |