|
Алла Иванилова В Казахстане уже четвертый год действует упрощенный порядок для выдачи разрешения трудовым иммигрантам, приезжающим работать “помощниками по дому”. Но даже максимальное упрощение процедуры не спасло этот рынок от повального нарушения миграционного законодательства
В декабре 2013 года президент подписал поправки в некоторые законодательные акты по вопросам трудовой миграции. Согласно им оформление разрешений на трудовую деятельность иностранцев у физических лиц в Казахстане максимально упрощено, единственным условием является внесение предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу. Также законодательством предусмотрена возможность присвоения ИИН иностранцам, временно пребывающим в Казахстане. Внесение такой нормы обусловлено тем, что в стране отсутствовала законодательная база по контролю за прибывшими для работы у физических лиц трудовыми иммигрантами. Эти изменения получили положительные отзывы и широкое одобрение общественности. Также ожидалось существенное пополнение государственного бюджета за счет иностранной рабочей силы. Однако со временем стало ясно, что нормы закона исполняются не на должном уровне. Об этом свидетельствуют статистические данные Министерства внутренних дел Казахстана. Так, за последние три года на территорию РК из десяти стран бывшего Советского Союза прибыли: в 2015 году - 1 164 094 человека, из них 350 человек оформились туристами, 1 064 466 человек по частным делам и 77 377 человек для работы у физических лиц; в 2016 году - уже 1 504 640 человек, из них 568 - оформились туристами, 1 303 169 - по частным делам и 175 505 человек для работы у физических лиц; за восемь месяцев 2017 года из посетивших Казахстан 1 360 899 человек 105 482 - туристы, 930 320 - по частным делам и 301 248 - для работы у физических лиц. Согласно статданным, ежегодно растет число тех, кто едет в Казахстан работать в качестве “домашнего персонала”. Но учитывая, что более 80 процентов прибывших людей указывают цель прибытия “частные дела”, напрашивается вывод, что, возможно, количество прибывших на работу намного превышает указанное в отчетах.
При рассмотрении законодательных поправок представители правительства прогнозировали, что сумма, которая дополнительно поступит в бюджет, будет варьироваться от 4 до 10 миллиардов тенге в год в зависимости от количества выданных разрешений, которые исчисляются двухкратным размером месячного расчетного показателя за каждый месяц трудовой деятельности. Однако соответствующие государственные органы не ведут отдельный учет по поступившим средствам от выданных разрешений. В Министерстве финансов есть информация только о налоговых поступлениях от трудовых иммигрантов, предоставивших декларацию по доходам, полученным от выполненных работ, облагаемым по ставке 10 процентов. При этом, согласно данным ведомства, за последние два года налоговые поступления от трудовых иммигрантов составили: в 2015 году - 78 237 821 тенге от 6540 человек; в 2016 году - 133 125 078 тенге от 8342 человек. Примечательно, что цифры в отчетах МВД и Минфина по количеству трудовых иммигрантов разнятся. В этой связи вызывают сомнения суммы поступивших в бюджет средств от трудовых иммигрантов. Депутаты, которые недавно поднимали в своем запросе на имя премьер-министра страны эту проблему, произвели свои расчеты. Так, исходя из них только в 2016 году за получение разрешения на работу на один месяц сумма предварительных платежей по индивидуальному подоходному налогу от трудовых иммигрантов должна была составить минимум 855 060 360 тенге, не считая уже того, что разрешения оформляются и продлеваются на два и три месяца. Также есть проблемы и в процессе оформления разрешения для работы. В соответствии с правилами выдачи, продления и отзыва разрешения трудовому иммигранту, утвержденных приказом министра внутренних дел от 8 февраля 2014 года, определен необходимый перечень документов. Но, чтобы получить необходимые “бумажки”, человек должен немало походить и затратить средства из собственного кармана. Так, в соответствии с Налоговым кодексом иностранцу, прибывшему для работы у физического лица, для получения разрешения необходимо оплатить индивидуальный подоходный налог, который взимается в размере двух месячных расчетных показателей - за каждый месяц трудовой деятельности. Однако в соответствии со статьей 562 Налогового кодекса для оплаты необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика и получить индивидуальный идентификационный номер (ИИН). В свою очередь, для его получения налоговый орган требует предоставить нотариально заверенный перевод паспорта на официальный язык, что противоречит Налоговому кодексу. Кроме того, эта услуга требует финансовых затрат. Чтобы избежать этих мытарств, люди зачастую не проходят официальное оформление. Кроме того, не соблюдаются регламентированные сроки предоставления государственных услуг. В соответствии со стандартом государственной услуги внесение сведений о налогоплательщике в государственную базу оказывается в течение трех рабочих дней со дня получения налогового заявления о постановке на регистрационный учет. На деле же все это занимает 10-15 дней, что также не благоприятствует официальной регистрации трудового иммигранта. Помимо этого иностранцу, прибывшему для работы в качестве домашней прислуги, необходимо пройти медицинский осмотр. А в случае продления разрешения потребуется еще и медицинское страхование. Получение медицинской справки формы № 086 тоже является весьма затруднительным. Как правило, в поликлиниках очереди. Поэтому зачастую этот вопрос решается формально. С принятием нового порядка выдачи разрешения трудовым иммигрантам, прибывшим в Казахстан в качестве домашних работников, на миграционные службы возложили дополнительные функции, что привело к увеличению объема работы. Однако сегодня в ряде регионов миграционных служб наблюдаются все еще слабое техническое оснащение для оказания государственных услуг, недостаточная штатная численность сотрудников - с момента принятия закона она остается на прежнем уровне. И это при том, что в страну прибывает все больше иностранцев, желающих быть гувернантками, дворниками или садовниками. Отсюда очереди - обычная картина в миграционных службах. В итоге хотели как лучше, а получилось как всегда. Задумка хорошая, а реализация, как это часто бывает, хромает. И принятые законодательные нормы по контролю за прибывшими в страну трудовыми иммигрантами полностью не реализовываются, бюджет не пополняется, а сфера домашних услуг по-прежнему неформальна.
Астана |