|
Алла Иванилова Экология станет одним из основных приоритетов в работе столичного акимата в 2018 году. Астана постепенно будет переходить на новую энергетическую модель. Ну а пока чиновники обещают, что в течение ближайших двух лет экологическая ситуация в городе улучшится
В последние годы смог атаковал столицу. И особенно это чувствуется зимой в безветренные дни. Город погружается в плотную пелену тумана, от запаха гари у особо чувствительных горожан слезятся глаза и першит в горле. В этой связи столичный акимат разработал новую экологическую программу, где есть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, новые индикаторы, механизмы и инструменты. Важным ее направлением станет также переход на принципы низкоуглеродного развития, газификации столицы, технологии использования “чистого угля”, энергоэффективности зданий. В столичном акимате провели мониторинг загрязнения воздуха и выяснили, что основная причина - транспорт. Именно на его долю приходится 53 процента загрязнения воздуха. Оставшиеся 25 процентов - выбросы двух ТЭЦ, 17 процентов - автономные котельные частных предприятий и шесть процентов - частный сектор, отапливающийся углем. Но в акимате считают такую картину необъективной и намерены с участием общественных организаций провести исследование, выяснив, что больше влияет на загрязнение воздуха.
Сегодня в столице количество автомобилей составляет 350 тысяч единиц (400 тысяч с учетом транзитного транспорта). И чтобы поддерживать в городе нормальную экологическую ситуацию, необходим мониторинг качества топлива, используемого автотранспортом. Контрольная функция госорганов в этой части отсутствует. Поэтому ведется работа по определению министерства, которое займется вопросом мониторинга качества ГСМ. Планируется также построить в столице завод по утилизации старых авто, запретить ввоз и эксплуатацию на территории города старых машин, загрязняющих воздух. В этом направлении уже ведется работа и предполагается внесение изменений в соответствующее законодательство. Бороться чиновники намерены не только с автомобилистами, загрязняющими воздух, но и с котельными. Сегодня в столице работает около 400 предприятий, имеющих котельные, которые используют в качестве топлива уголь. Планируется в 2019 году ввести запрет на это. Предприятиям дадут год на проектирование и реконструкцию объектов. Также с 2018 года это табу распространится при строительстве новых объектов. Если бизнесу власти еще могут диктовать свои условия, то с частной собственностью сложнее: чем топить свои дома - личное дело каждого горожанина. Проведенный рейд по частному сектору показал, что некоторые горожане используют для отопления уголь низкого качества. По этому поводу проводится экспертиза. Законодательством использование твердого топлива для нужд населения не подлежит нормированию, что и приводит к увеличению загрязнения атмосферы. Поэтому избавить частный сектор от угольного отопления гораздо сложнее. В этой связи в акимате планируют разработать поправки в законопроект, позволяющие запретить частникам отапливаться углем. Между тем в Астане насчитывается 22 тысячи частных домов, отапливаемых углем. Для улучшения экологической ситуации в рамках реализации плана мероприятий на ТЭЦ-1 установят экологическое оборудование, а также модернизируют четыре котлоагрегата на ТЭЦ-2. Уже в этом году проводятся работы по замене первого котла, их планируется завершить в январе. Второй котел заменят до конца 2018 года, третий и четвертый - в 2019 году. Сейчас городская ТЭЦ вырабатывает 2300 Гкал, тогда как в перспективе городу понадобится шесть тысяч Гкал. По мнению городских властей, развитие города при прежней энергетической модели с использованием угля невозможно. В целом работа по улучшению экологической обстановки в городе будет вестись в двух направлениях. Первое - в рамках комплексного плана разработают новые меры и механизмы по контролю качества ГСМ и угля, рассмотрят возможность увеличения штрафных санкций в отношении нарушителей экологического законодательства. Помимо ужесточения экологического законодательства перестроят работу всех существующих структур в городе. В рамках комплексного плана акиматом реализуются два проекта - управление тепловыми потоками и пересматриваются СНиПы, которые позволят сэкономить около 800 Гкал в месяц. В первую очередь разработают новую систему анализа и мониторинга, которая показывала бы полные данные о качестве воздуха и наличии в нем различных вредных выбросов в разных районах города. Для этого привлекут международных экспертов (ООН, Всемирный банк и другие) и “зеленых” активистов. С ними уже проводятся переговоры. Продолжится работа по газификации Астаны. Именно это, по мнению министра энергетики Каната Бозумбаева, должно значительно улучшить экологическую ситуацию. “Нужно прекратить сжигание угольного топлива в Астане. Необходимо провести сюда газ и сделать его продажу по приемлемым ценам. Это работа сейчас продолжается, более того - она обсуждается на уровне первого вице-премьера”, - заявил недавно министр. Также он привел пример возможного решения вопроса: “Нам нужен сжиженный натуральный газ, не путайте с пропаном-бутаном. В Казахстане он еще пока не производится. Или построить завод по его производству в Костанае, к примеру, привозить его сюда и разжижать”. Однако глава ведомства предположил, что существует риск резкого увеличения цен на теплоэнергию, если не подойти к этому вопросу тщательно. Судя по технико-экономическому обоснованию трубы, построенной “КазТрансГазом”, поставка этого газа может привести к значительному увеличению стоимости тепла, если использовать его на ТЭЦ. Поэтому сейчас рассматриваются варианты, как можно удешевить этот процесс. За счет сжиженного газа уже отапливается Назарбаев Университет, вопрос проведения магистрального газопровода прорабатывается в правительстве. Акимат, в свою очередь, завершает разработку ТЭО-проекта. В целом планируется установить шесть станций регазификации. Частный сектор столицы газифицируют в 2019 году. В программу газификации включены и три ТЭЦ столицы, а также котельные. Акимат сейчас рассматривает вопрос тарифа за отопление после перевода ТЭЦ на газ. Предполагается, что он будет единым, но пока чиновники не говорят о конкретных цифрах. Что касается долгосрочной перспективы, то планируется разработать проект стратегии низкоуглеродного развития, которая предусматривает сокращение вредных выбросов, активную работу по энергоэффективности и развитию альтернативных источников энергии.
Астана |