|
Алла Иванилова К 2020 году в Казахстане запланирован переход на 12-летнюю модель школьного образования. Сторонников и критиков этой реформы немало
В соответствии с декларацией Совета Европы, принятой в 1992 году, преобладающей международной практикой принято считать 12-летнее школьное образование. Так, согласно этому документу, в мировом образовательном пространстве 12 классов есть в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония. Мировая практика доказывает эффективность такой модели. Более того, переход на 12-летку - неотъемлемая часть Болонского процесса, участником которого является Казахстан. Однако в нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся пока осваивают за 11 лет. Но при этом о переходе на 12-летнее образование говорится давно, и даже делаются практические шаги. Эксперимент начали еще в 2002 году. В 2003/04 учебном году в него вовлекли 51 школу из всех регионов республики (в 2004/05 учебном году - 104 школы). В апреле 2013 года участники эксперимента - учащиеся 10-х классов 50 школ - показали высокие результаты в процедуре внешней оценки учебных достижений со средним баллом 38,7, что выше республиканского показателя на 2,8 балла (35,81). Поэтому “доказательная база” в стране накоплена. К тому же, как уже неоднократно подчеркивали в Министерстве образования и науки, суть 12-летнего образования не в том, чтобы выросших детей еще год держать в школах. Основная задача - первый класс начать с шести лет. Сейчас половина шестилеток в школах сидят за партами, а половина - нет. При этом этот возраст является наиболее важным, и это давно поняли в странах ОЭСР. И если мы не пойдем сейчас этой дорогой, то дальше будет труднее. Кроме того, реформа позволит нашей стране стать конкурентоспособной на международной арене, она приведет в соответствие с мировыми стандартами обучение и в вузах. Сейчас программа первых курсов вузов является, по сути, повторением школьной, которую преподают в 11-м классе. То есть это своеобразный “12-й класс”. Для того, чтобы этого не было, часть образовательных программ с вузов уйдет и вернется в школу, а вузы получат академическую свободу для развития собственных программ. Таким образом, дети будут учиться столько же, сколько и сейчас, только начинать грызть гранит науки будут раньше, и количество общеобразовательных программ в вузах сократится. Возможно, казахстанские школьники уже давно ходили бы в 12-летнюю школу, если бы общество, в особенности депутаты, ученики и их родители, и даже некоторые учителя, так не противилось этой реформе. Выступая против нововведения, критики приводили свои многочисленные аргументы, считая, что государство столкнется с острой нехваткой ученических мест в школах, дефицитом учителей, необходимостью строительства новых школ, а также станет на год позже получать трудовые ресурсы для экономики. Более того, группа парламентариев, проведя тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке, предложила повременить с переходом на 12-летнее образование: слишком дорого обходится государству очередная реформа. В итоге переход на 12-летнее образование отложили на неопределенный срок. Но на расширенном заседании правительства, прошедшем в 2015 году, глава государства дал поручение продолжать программы модернизации образования, несмотря на воздействие внешних факторов на экономику. И Министерство образования и науки вернулось к этому вопросу. Только на этот раз чиновники решили не спешить и предусмотрели переход на 12-летнее образование в несколько этапов. Так, 2010-2014 годы - это был подготовительный период - действовали экспериментальные классы, выпустили и апробировали новые учебные пособия. С 2016 по 2020 год пройдет поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования. Так, в 2016 году уже осуществили переход первых классов на обучение по обновленному содержанию. В этом учебном году получают знания по-новому ученики 2, 5, 7-х классов, с 2018 года будут получать ученики 3, 6, 8, 10-х классов, с 2019 года - 4, 9, 11-х классов. В целом схема 12-летнего образования вводится до 2020 года по принципу “нулевой класс с единой типовой программой + 11 классов”. Для плавного перехода на 12-летнее образование и повсеместного обновления содержания в школах сделано уже многое. Утвердили учебные программы начальной, основной школы, учебники и учебно-методические комплексы для 1, 2, 5 и 7-х классов (для остальных их разработают в 2018-2019 годах). Республиканская комиссия провела экспертизу учебников, и рекомендованный перечень доступен на сайте Министерства образования и науки. Активно использовался опыт Назарбаев Интеллектуальных школ: эти учебные заведения - лидеры по всей стране. Для работы в условиях обновленного содержания повысили квалификацию учителя начальной и основной школ. И поскольку кадровый вопрос особенно важен, то в целом поменяли отношение к подготовке учителей. Так, в 2016 году впервые при поступлении в вуз на педагогические специальности абитуриенты сдавали экзамен на определение склонности к педагогической деятельности. Помимо этого с 2016 года внедрили систему критериального оценивания обучающихся. Это когда учитель смотрит не на то, выучил ребенок урок или нет, а на то, как он распоряжается знаниями, где он искал информацию и при помощи каких современных подходов. Пока так оценивали лишь первоклассников, но уже с этого года новшество коснулось учеников 2, 5, 7-х классов и постепенно распространяется далее. Государственные мужи уверены, что прием в школу первоклашек с шести лет оправдан, и доказательством этого служит опыт многих стран, в том числе входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Психологи также уверяют, что в шесть лет дети уже психологически и физиологически готовы к обучению. Однако многие не разделяют этой точки зрения и считают, что наша страна не готова к таким реформам. Дефицит школ, аварийные здания, трехсменное обучение - все это не на пользу.
Астана |