ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



12 ЛЕТ ШКОЛЫ Горячие новости / Образование

Алла Иванилова
К 2020 году в Казахстане запланирован переход на 12-летнюю модель школьного образования. Сторонников и критиков этой реформы немало

В соответствии с декларацией Совета Европы, принятой в 1992 году, преобладающей международной практикой принято считать 12-летнее школьное образование. Так, согласно этому документу, в мировом образовательном пространстве 12 классов есть в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония. Мировая практика доказывает эффективность такой модели. Более того, переход на 12-летку - неотъемлемая часть Болонского процесса, участником которого является Казахстан.
Однако в нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся пока осваивают за 11 лет. Но при этом о переходе на 12-летнее образование говорится давно, и даже делаются практические шаги. Эксперимент начали еще в 2002 году. В 2003/04 учебном году в него вовлекли 51 школу из всех регионов республики (в 2004/05 учебном году - 104 школы). В апреле 2013 года участники эксперимента - учащиеся 10-х классов 50 школ - показали высокие результаты в процедуре внешней оценки учебных достижений со средним баллом 38,7, что выше республиканского показателя на 2,8 балла (35,81). Поэтому “доказательная база” в стране накоплена. К тому же, как уже неоднократно подчеркивали в Министерстве образования и науки, суть 12-летнего образования не в том, чтобы выросших детей еще год держать в школах. Основная задача - первый класс начать с шести лет. Сейчас половина шестилеток в школах сидят за партами, а половина - нет. При этом этот возраст является наиболее важным, и это давно поняли в странах ОЭСР. И если мы не пойдем сейчас этой дорогой, то дальше будет труднее. Кроме того, реформа позволит нашей стране стать конкурентоспособной на международной арене, она приведет в соответствие с мировыми стандартами обучение и в вузах. Сейчас программа первых курсов вузов является, по сути, повторением школьной, которую преподают в 11-м классе. То есть это своеобразный “12-й класс”. Для того, чтобы этого не было, часть образовательных программ с вузов уйдет и вернется в школу, а вузы получат академическую свободу для развития собственных программ. Таким образом, дети будут учиться столько же, сколько и сейчас, только начинать грызть гранит науки будут раньше, и количество общеобразовательных программ в вузах сократится.
Возможно, казахстанские школьники уже давно ходили бы в 12-летнюю школу, если бы общество, в особенности депутаты, ученики и их родители, и даже некоторые учителя, так не противилось этой реформе. Выступая против нововведения, критики приводили свои многочисленные аргументы, считая, что государство столкнется с острой нехваткой ученических мест в школах, дефицитом учителей, необходимостью строительства новых школ, а также станет на год позже получать трудовые ресурсы для экономики. Более того, группа парламентариев, проведя тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке, предложила повременить с переходом на 12-летнее образование: слишком дорого обходится государству очередная реформа. В итоге переход на 12-летнее образование отложили на неопределенный срок. Но на расширенном заседании правительства, прошедшем в 2015 году, глава государства дал поручение продолжать программы модернизации образования, несмотря на воздействие внешних факторов на экономику. И Министерство образования и науки вернулось к этому вопросу.
Только на этот раз чиновники решили не спешить и предусмотрели переход на 12-летнее образование в несколько этапов. Так, 2010-2014 годы - это был подготовительный период - действовали экспериментальные классы, выпустили и апробировали новые учебные пособия. С 2016 по 2020 год пройдет поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования. Так, в 2016 году уже осуществили переход первых классов на обучение по обновленному содержанию. В этом учебном году получают знания по-новому ученики 2, 5, 7-х классов, с 2018 года будут получать ученики 3, 6, 8, 10-х классов, с 2019 года - 4, 9, 11-х классов. В целом схема 12-летнего образования вводится до 2020 года по принципу “нулевой класс с единой типовой программой + 11 классов”.
Для плавного перехода на 12-летнее образование и повсеместного обновления содержания в школах сделано уже многое. Утвердили учебные программы начальной, основной школы, учебники и учебно-методические комплексы для 1, 2, 5 и 7-х классов (для остальных их разработают в 2018-2019 годах). Республиканская комиссия провела экспертизу учебников, и рекомендованный перечень доступен на сайте Министерства образования и науки. Активно использовался опыт Назарбаев Интеллектуальных школ: эти учебные заведения - лидеры по всей стране. Для работы в условиях обновленного содержания повысили квалификацию учителя начальной и основной школ. И поскольку кадровый вопрос особенно важен, то в целом поменяли отношение к подготовке учителей. Так, в 2016 году впервые при поступлении в вуз на педагогические специальности абитуриенты сдавали экзамен на определение склонности к педагогической деятельности. Помимо этого с 2016 года внедрили систему критериального оценивания обучающихся. Это когда учитель смотрит не на то, выучил ребенок урок или нет, а на то, как он распоряжается знаниями, где он искал информацию и при помощи каких современных подходов. Пока так оценивали лишь первоклассников, но уже с этого года новшество коснулось учеников 2, 5, 7-х классов и постепенно распространяется далее.
Государственные мужи уверены, что прием в школу первоклашек с шести лет оправдан, и доказательством этого служит опыт многих стран, в том числе входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Психологи также уверяют, что в шесть лет дети уже психологически и физиологически готовы к обучению. Однако многие не разделяют этой точки зрения и считают, что наша страна не готова к таким реформам. Дефицит школ, аварийные здания, трехсменное обучение - все это не на пользу.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение