|
Ольга Шишанова Рынок импортной продукции легкой промышленности в Казахстане превосходит собственное производство почти в три раза, в Алматы - в 18 раз, в Атырау - в пять раз, в Астане - в 2,5 раза. Только за предыдущие полгода тот же импорт одежды в республику из-за рубежа превысил 90 процентов, “лидерами” поставок стали Турция, Китай, Узбекистан и даже Бангладеш
Между тем легкая промышленность Казахской ССР когда-то формировала четверть бюджета республики, при этом ее доля в структуре обрабатывающей промышленности в то время составляла 21 процент, тогда как сегодня она не превышает одного процента. Для сравнения, в развитых странах, а также в таких, откуда в Казахстан поступает этот самый “легкий” импорт - Китай и Турция, его доля достигает на сегодня 20 процентов. А ведь когда-то в Казахстане было более сотни крупных и средних предприятий легкой промышленности, среди которых такие гиганты, как Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК), Алматинская ковровая фабрика, Кустанайский камвольно-суконный комбинат, которые успешно работали и процветали, Целиноградская фабрика имени М. Маметовой, Целиноградский прядильно-ниточный комбинат... Общая численность работающих на них сотрудников достигала 50 тысяч человек, зато в 2016 году количество занятых в легкой промышленности республики составило всего около 13 тысяч человек, да и то, думается, эта цифра по нынешним временам завышена. На сегодняшний день отрасль находится в глубоком и затяжном кризисе, инвестиций практически нет, про план развития сектора легпрома страны до 2019 года никто не вспоминает, несмотря на всю важность отрасли как для роста экономики, так и для экономической безопасности государства. Вот так и получается, что Казахстан, обладая огромным потенциалом, который когда-то включал в себя не только сырьевые, но и трудовые ресурсы, прекрасно владеющие спецификой данного производства, сегодня почти полностью зависим от импорта. При этом, согласно статистике, ежегодная потребность в продукции легпрома в стране оценивается в пять миллиардов долларов.
Когда-то эту потребность, повторимся, с легкостью покрывали казахстанские комбинаты. Так, например, некогда в Алматы работала известнейшая Алматинская ковровая фабрика, чья история восходит к 1936 году, и которая производила (единственная в Казахстане) ковры машинной и жаккардовой выработки, двухцветные и с разнообразным ворсом, дорожки и ковры ручной работы. Однако в 1992 году ее постигла участь приватизации и преобразования в частное акционерное общество “Алматы килем”, которое проработало ни шатко, ни валко до 2008 года и затем было ликвидировано. Будто в насмешку перед самой ликвидацией фабрику оснастили серьезным немецким оборудованием. Теперь же вместе с казахстанским сырьем и дорогим оборудованием предприятие полностью переведено в Монголию, а казахстанцы вынуждены импортировать свои же ковры, еще и переплачивая в несколько раз тем, кто вовремя “подсуетился”. Точно так же приказала долго жить в свое время Целиноградская фабрика имени М. Маметовой. Предприятие смогло выжить даже в годы Великой Отечественной войны, на нем шили военное обмундирование для советских солдат, потом, в мирное время, фабрика была переоборудована под изготовление разнообразного ассортимента женской и детской одежды, которую с удовольствием закупали на территории СССР, шла продукция также на экспорт в страны Восточной Европы. Пока в 1990-е годы предприятие не оказалось на грани закрытия. Чего в нем только потом не было: и торговые бутики, и разные центры а-ля Кашпировский, и просто помещения стояли закрытыми. В 2008 году пара чудом уцелевших цехов одно время даже снабжала формой казахстанских полицейских и прокуроров, но китайский ширпотреб и тут навел свои порядки, и огромное помещение, которое до сих пор, вот уже на протяжении почти десятка лет, находится в самом центре старого города на улице Мира, было закрыто совсем.
|
Алматинский хлопчатобумажный комбинат. 1969 год Фото Юрия Куйдина
|
Показательна и история АХБК. Комбинат был единственным предприятием, которое перерабатывало хлопко-волокно в ткани, при этом один только ткацкий станок на нем стоил около 80 тысяч долларов. Но и проектная мощность была на высоте - перерабатывая 15 тысяч тонн хлопко-волокна в год, комбинат выдавал 80 миллионов погонных метров ткани 13 артикулов, ежегодно обновляя рисунки тканей на 70 процентов. Однако с 1990-х годов крупнейшего в стране комбината не существует, часть его производственных площадей занята торговыми центрами, тогда как остальные корпуса просто развалены и превращаются в труху памяти. Наверняка в Алматы “напряженная ситуация” с количеством торговых домов, иначе бы зачем они в таком количестве, да еще на столь выгодном месторасположении росли как грибы после дождя. Либо просто, как говорится, сложилась ситуация, которая характеризуется поговоркой - ищи, кому выгодно. В таком случае кому-то выгодно, чтобы в Казахстане не было своей легкой промышленности и приходилось закупать ширпотреб из Китая и Турции. Собственно, как оно сегодня и происходит.
Астана |