|
Айгуль Жилкишина Школьные поборы являются тяжелой ношей для казахстанцев, хотя все согласятся, что без дополнительных средств многим образовательным учреждениям нашей страны будет достаточно тяжело. МОН предлагает инициативу более широко применять спонсорскую помощь в школах, но здесь не все однозначно. Памятуя о кампании по массовому переименованию улиц в стране, мы не исключаем, что следующими могут оказаться школы и вузы
Напомним читателям, что в начале 2016-17 учебного года для всех школ республики был издан приказ Министерства образования о запрете сбора денежных средств с родителей обучающихся. По словам пресс-секретаря МОН РК Армана Жунусова, данный приказ обязан к исполнению для всех учителей и руководителей школ, а его нарушение ведет к применению административных мер. Школы не имеют также права собирать деньги от родителей на ремонт, так как они финансируются из местного бюджета. В тарифе расходов необразовательного характера черным по белому указаны затраты на текущий ремонт, так же, как и на приобретение канцелярских, хозяйственных товаров и прочее. Сейчас в стадии подготовки проект по введению единой школьной бухгалтерии, где школы будут в том числе закладывать и свои затраты на ремонт. С вводом единой бухгалтерии все школьные затраты будут прозрачны. сейчас создаются школьные попечительские советы с легализацией добровольных родительских сборов. При этом МОН усматривает возможность добросовестного сотрудничества учебного заведения с меценатами через попечительские советы. Что имеет в виду новая инициатива министерства? Допустим, некий бизнесмен вкладывает в фонд учебного учреждения энную сумму денег и получает за это дивиденды. Например, школу называют его именем. А что при нашей существующей изощренной системе нелегальных платежей, мы предполагаем, что новоявленный закон может принять самые неожиданные формы. У всех на памяти история с присвоением новых имен улицам и населенным пунктам. Возможно, существовавшие лет 15-20 назад топонимы были и устаревшими, хотя это вопрос открытый, но те, что пришли им взамен, имели одну особенность. Многие фамилии странным образом имели отношение к тем людям, которые на тот момент работали в акиматах. И многим улицам, поселкам давали имена в честь их славных предков. Проявление кумовства в тот период было чрезмерным даже для наших условий. И поскольку акции приобрели хаотичный характер, власти объявили безвременный мораторий. Мы полагаем, что все может повториться - теперь уже с сельскими и городскими школами. Они могут в одночасье стать имени - знаменитого или не очень - родственника чиновника из поселковой администрации или районного акимата. Как и в случае с переименованием улиц, люди станут удовлетворять свою гордыню, тщеславие или любые другие желания. Спонсорство как рациональный способ улучшения социального статуса придумали на Западе, а конкретно - в Англии в XVII веке. Оно подразумевает, что человек использует возможность кому-то помочь для увеличения своей узнаваемости или улучшения своей репутации. И как всякий договор - деньги в обмен на хорошее реноме - спонсорство подразумевает, что всему ведется учет. Сколько средств поступило, на что их потратили. Так принято в западном мире, откуда, собственно, этот институт и пришел к нам. Но мы, повторимся, не исключаем, что у нас это будет функционировать несколько иначе. В Казахстане существуют школы, которые носят имена Момышулы, генерала Панфилова, президента Назарбаева, но круг таких лиц невелик. И это правильно: право, чтобы твоим именем называлась школа, надо заслужить, ведь статус народного героя не покупается. Даже за очень большие деньги. И если бизнесмен захочет, чтобы его именем назвали школу (практически купить такое право), то в таком случае не может быть заключено никакого договора. Какие бы суммы ни выделил потенциальный спонсор. Для бизнесмена, желающего поднять свой социальный статус, существуют традиционные возможности - благо финансовых средств у него достаточно. Но как возвыситься благодаря своим деньгам на фоне тех, кто также покупает себе элитные авто, самолеты, рысаков? Попыток много, а выделиться из общей массы коммерсант не может. Так вот, для этого и существует спонсорство. Возможно, стоит оборудовать в школе новую химическую лабораторию. Можно также собрать библиотеку из редких и дорогих книг и подарить ее школе. Или университету, Национальной библиотеке. И в таком случае эту лабораторию, библиотеку, фонд действительно стоит назвать именем этого предпринимателя. По праву, ведь оборудование, книги подарены школе или вузу этим господином. Во-первых, это справедливо, а во-вторых, вполне будет соотноситься с тем, что принято во всем мире называть словом “договор”. Несомненно, это достаточно большие финансовые затраты, однако уважение, которое он получит взамен, будет им соответствовать. Однако загвоздка в том, что культуры спонсорства и благотворительности у нас не хватает. Согласно исследованию, проведенному по инициативе британской международной благотворительной организации Charities Aid Formation в 2012 году, Казахстан занимает 115-е место среди 146 государств по показателю, который измеряет достижения стран мира в отношении их населения к благотворительной помощи. Он так и называется - Всемирный индекс благотворительности (The World Giving Index). В Казахстане только 10 процентов людей (исследование проводилось среди городского населения) делают пожертвования на благотворительные цели, 20 процентов участвуют в волонтерской деятельности, 30 процентов населения оказывает мелкую помощь нуждающимся. Мы знаем, что наши состоятельные сограждане все еще продолжают пытаться выделиться из своего круга приобретенными дорогими автомобилями. Очевидно, должно пройти еще какое-то время, чтобы казахстанцы осознали, что помочь оборудовать в школе лабораторию или приобрести библиотеку - это куда, что называется, круче. А также очень выгодное капиталовложение. Именно таким способом выделившийся предприниматель сможет привести своих друзей в эту школу и показать им лабораторию или библиотеку. Как альтернатива он может приехать с потенциальными клиентами, поставщиками, коллегами по бизнесу в зоопарк. И там показать обустроенный им вольер с купленным на его средства, скажем, медведем. А сотрудники зоопарка расскажут его гостям, что этот господин оплачивает питание этого животного, а также уход за ним. И покажут посетителям табличку с именем покупателя медведя. Он даже сможет покормить животное - ему это разрешено на правах спонсора. На фондовой бирже РК давно пора ввести еще один индекс под названием “казахстанский понт”. Он существует у нас давно, и, как известно, он дороже доллара. Для некоторых наших сограждан, обожающих суперлативы, позерство и желание похвастаться стало образом мышления и жизни. Было бы замечательно, если бы такие бизнесмены, склонные к позерству и “понтам”, сменили свои приоритеты. Но их взгляды уже не переделать, не исправить, не изжить. Однако видоизменить их можно и должно. Да, лаборатория, медведь или библиотека - это, по сути, понты. Однако это правильные, полезные обществу, понты разумного спонсорства.
В 80-е годы ХХ века на Западе появился новый вид спонсорства: завтрак с королевой. Ее Величество Елизавета II, а сразу же за ней завсегдатай первых строчек рейтингов самых состоятельных предпринимателей мира Уоррен Баффет продавали право позавтракать людям, готовым заплатить за это солидную сумму. В случае с британским монархом стоимость удовольствия превышала две сотни тысячи фунтов стерлингов. Позднее такой вид спонсорства стал распространенным в кругу политических лидеров, звезд эстрады и экрана. При этом киноактриса (или любой другой представитель шоу-бизнеса) прибавлял “плюс” - баллы к своему имиджу. Дело в том, что деньги, вырученные от такого мероприятия, идут, как правило, на благотворительность - лечение онкобольных, в детские больницы или на развитие важных научных проектов. И выполнение такой почетной миссии всегда одобряется обществом - не только высшим, но и в социуме в самом широком понимании этого слова. Что касается человека, получившего такое эксклюзивное право, то он также получит свою долю популярности - о нем напишут СМИ, его фотография появится в социальных сетях. Наконец, его социальный имидж несомненно улучшится: это очень круто - завтрак со звездой! Участие в благотворительных аукционах, где продаются вещи знаменитостей, - прошедших эпох или современности - также относятся к такому классу спонсорских мероприятий. Человек, который захочет приобрести тот или иной лот, также является спонсором. Причем его профит будет заключаться также и в том, что он сможет пообщаться в кругу знаменитостей, приценивавшихся, скажем, к драгоценностям дома Романовых. Отметим только, что все это работает только в том случае, если все денежные переводы сопровождаются финансовой отчетностью. И все документы можно будет отследить, а при надобности проверить или опубликовать, придать гласности.
|