ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



НЕЧЕГО СКРЫВАТЬ Горячие новости / События

Алан Байтенов
Буквально на днях информационное пространство Казахстана сотрясло заявление. Может, и не совсем заявление, и может, не совсем-то и сотрясло... В смысле, задело не каждого. Однако ухо автора и вполне активного пользователя социальной сети под названием e-gov царапнуло. “К нашим персональным данным получат доступ третьи лица” - вот так вещал заголовок заметки.
 Дальше выяснилось - все будет сделано с нашего позволения. Уже хорошо. Но возникает вопрос - как жить дальше, после того как информация будет получена? Кто будет отвечать за возможную дальнейшую утечку личной информации - обычный клерк, которого “сольют” в случае чего, или его начальник, а может, корпорация? Как это принято там, откуда этим всем на нас повеяло

Ответственность по закону о защите персональных данных у нас четко персонализирована. Иными словами, отвечать в случае чего будет товарищ из ЦОНа, который полез за нашими данными. Или офис-менеджер из отдела кадров некой компании. Ну а организация в случае утечек информации будет ни при чем - это у нас такой очень удобный закон. Но обо всем по порядку.

Комитет
информационной безопасности граждан
КИБГ - несуществующий орган. Только потому, что большинство из нас плохо понимает, что такое электронное правительство, зачем все это нужно, от кого надо защищаться и как защищать свои персональные данные. Рядовой гражданин, даже несмотря на повсеместное проникновение информационных технологий в нашу повседневную жизнь, с легкостью заподозрит автора этого материала в таких психических расстройствах, как паранойя и мания преследования. И тут же покрутит пальцем у виска, мол, да кому нужен обычный человек, информация о его уровне доходов, наличии собственности или, простите, результаты анализов. Об этом чуть ниже.
А теперь, собственно, из-за чего речь. Аблайхан Оспанов, председатель правления государственной корпорации “Правительство для граждан”, поведал порталу BNews.kz о том, кто еще сможет получить доступ к нашим личным данным. Третьим лицом чиновник назвал, к примеру, работодателя. Который может запросить информацию о вас в случае приема на работу. Мол, мы напряженно работаем над тем, чтобы эти третьи лица, конечно же, с вашего одобрения, получили доступ к адресной справке, например. Ну или еще к чему. Кто знает, что пожелает будущий шеф? Безусловно, это очень удобно, и такая возможность, согласно сообщению господина Оспанова, появится в начале следующего года. Безусловно, удобно - вот он истинный смысл слогана “бегай по клавиатуре, а не по кабинетам”. Да и вообще, иметь электронные справки на бумажном носителе - это, мягко говоря, прошлый век... В общем, пользователю придет смс-сообщение, и если он разрешит, то третье лицо получит доступ к его личной информации. Кстати, закон подразумевает наличие такой возможности с 1 марта 2016 года. А вот техника пока не дошла.
Что же будет дальше? Предположим, вас на работу не приняли - как обеспечить сохранность данных? Ведь Закон “О персональных данных и их защите”, точнее статья 20, пункт второй, гласит: “Сбор и обработка персональных данных осуществляются только в случаях обеспечения их защиты”. Получается, что бессрочно.
В то же время, если человек уже не представляет интереса, о нем попросту забывают. Как и о том, что кому-то придется хранить чужие персональные данные. И что, предположим, сотрудник отдела кадров, который получил доступ к персональным данным, является прямым ответственным. И его при случае можно привлечь согласно нормам Уголовного кодекса в том случае, если база людей, для кого-то потенциальных клиентов или даже жертв, попадет в третьи руки. Благо, что сегодня в Казахстане, ввиду откровенной отсталости маркетинговых отделов компаний, эта информация не представляет большого интереса. Не пытаются так глубоко проанализировать жертву и преступники новой волны.
Но так будет не всегда - в конце концов, наши предпочтения, уровень доходов, болезни, штрафы, алименты, место жительства - это ценнейший ресурс не только для бизнеса, но и в первую очередь для движений, цель которых дестабилизировать ситуацию в нашем обществе. Ведь нарушить климат в государстве гораздо проще, зная проблемы общества изнутри. А ведь эти проблемы складываются из наших потребностей, предпочтений и нашего поведения. Они, информационные террористы, в конце концов, способны узнать наши настоящие желания. Ведь правда, что костер можно разжечь с одной спички, только если знать, куда ее поднести. И пусть весь мир борется за конфиденциальность личного, это пока не про нас.

 


Невыдуманная
история
Казахстанцы об опасности и необходимости защиты персональных данных даже не задумываются. Лично с автором происходили такие вот вещи. В том же ЦОНе, у терминала, подчеркну, персонального обслуживания, дежурит какой-то человек. Очень может быть, что он не в штате. Он вроде бы никто, но у него есть бейдж сотрудника-помогающего и электронно-цифровая подпись. С этой ЭЦП он лезет в базу и помогает получать всевозможные электронные справки в бумажном виде. Все вроде по закону - чтобы получить нужную бумагу, надо дать письменное разрешение “на доступ и обработку” персональных данных. Есть даже готовый бланк.
Согласитесь, очень удобно - вроде как защищено законом, но беспрепятственный доступ есть. Да, быть может, для того, чтобы получить какую-либо справку, мы все же должны дать разрешение на обращение к базе, но документ должен выглядеть иным образом. Это должно быть соглашение с полным перечислением того, какие именно персональные данные необходимы для получения, к примеру, адресной справки, сколько времени сохраняется доступ и какова ответственность конкретных лиц в том случае, если данные утекут в нежелательном направлении. Этого, как мы видим, нет - нам предлагают листок А4, на котором только просят нашего согласия.
Что еще смутило, так это “шапка” заявления. Ведь если просишь разрешения, то значит, у кого-то. Следовательно, кто-то, наверное, и ответственен за это, раз собирает согласия. Так вот, это лицо совершенно безлико - в графе “кому” стоит просто “начальнику”. Какова его фамилия, должность и вообще, к какой организации он принадлежит, неизвестно. Тем самым, подписывая подобное заявление, ты даешь разрешение на использование данных - личных данных - неизвестно кому и, самое главное, неизвестно для чего. Хотя юридически - тому самому “винтику”, который стоит около терминала и который явно имеет кучу личных сложностей, отчего легко контролируем. Хотя бы подкупаем.
Или вот такое - в одном из отделений одного из банков меня настойчиво просили выдать свой номер телефона. Зачем, не говорят. Мол, надо. Я пытался отказаться. И сначала даже не хотели обслуживать. Помогло лишь обращение к менеджеру и вопрос ребром: “Вы отказываетесь меня принимать?”. Все, кто стоял в очереди, свободно называли цифры во всеуслышание и не беспокоились. Даже не задумывались. Личный телефон - это ведь такая мелочь сегодня... И благо, если этими знаниями воспользуются лишь шутники. И телефон будет принадлежать человеку в теме, то есть не самому доверчивому.
Похожая на тот самый бланк с письменным разрешением история с теми самыми разрешительными смс. И тем, что нет четкого понимания того, кому, какие данные можно передавать. И главное, как долго должен сохраняться доступ.
Граждане безалаберно относятся к своим личным данным. Поэтому государству на законодательном уровне необходимо жестко лимитировать доступ к нашим персональным данным. Ведь это в первую очередь государственная собственность. И чем меньше “третьих лиц” будет копаться в базах, тем проще будет установить, откуда пошла течь. И еще - стоит подумать над тем, чтобы доступ к личным данным граждан Казахстана имели лишь уполномоченные должностные лица (ввести лицензирование деятельности) и только государственные органы или организации с определенным процентом государственного участия. Кстати, это как минимум поможет “снять” большую часть населения с развращающих, доступных кредитов.
“Закроем” ли мы таким образом общество? Нет, мы его лишь обезопасим. Ведь речь идет исключительно о “настоящей” информации. Безусловно, могут появиться и альтернативные “банки”. Но этому будет предшествовать активность по сбору данных. Что, по идее, должно будет привлечь внимание представителей органов внутренних дел. Конечно же, если им будет это интересно - если будет введена серьезная ответственность не только за распространение, но и за незаконный сбор. Ведь, как правило, вся защита личных данных у нас сводится к защите личных данных отдельных персон.
Сегодня важно воспитать в гражданине чувство уникальности и рефлекс создания зоны личной безопасности - если этого не может обеспечить государство, то он должен постараться сам.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение