|
Мадина Меирманова Вчера все страны бывшего Советского Союза отметили 61 год с момента начала бурного жилищного строительства - 31 июля 1956 года ЦК КПСС принял постановление “О развитии жилищного строительства в СССР”. Оно дало старт строительству знаменитых хрущевок. И с течением времени в нашей стране переросло в программу “Доступное жилье” и “Нурлы жер”. У программ, которых разделяет более полувека, очень много схожего
Идея Никиты Хрущева была проста: граждан страны необходимо было в быстрые сроки обеспечить жильем. Причем желательно, чтобы жилье это было недорогое. Конвейерное строительство каркасных домов, старт которому был дан в 1956 году, предварял еще один документ, “приказавший” многим поколениям советских граждан жить в домах без “излишеств”. В 1955 году было принято постановление Совета Министров СССР “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Из массового строительства исключались арки, колонны, украшения, даже сама облицовка здания, а в некоторых случаях и балконы. На них, на излишества, тратилось, по подсчетам экономистов того времени, до трети всех расходов на строительство. Собственно, именно это послужило причиной строительства хрущевок не выше пяти этажей - незачем было тратиться на лифты. И низких потолков - экономия высоты всего в полметра (с 3 до 2,5 метра) дала экономию в четыре процента. А если добавить к этому быструю скорость строительства (дом мог быть готов к сдаче за пару месяцев), то решение злополучного квартирного вопроса должно было обеспечить граждан хоть и маленьким, но собственным жильем. Согласно плану автора первых хрущевок, эстонского архитектора Марта Порта, площадь однокомнатной квартиры составила 16 квадратных метров, двухкомнатной - 22 метра, трехкомнатной - 30. (В более поздние годы площадь квартир немного увеличили.) Благодаря хрущевской жилищной реформе в 1959-1985 годы в СССР было построено более 290 миллионов квадратных метров жилья, а обладателями собственных квартир стали почти 60 миллионов граждан - четверть населения страны. В новой программе было и одно важное новшество, которое используется в строительстве жилищного фонда и в настоящее время: создание микрорайонов, обеспеченных не только многоквартирными домами, но и поликлиниками, детскими садами и школами. Впрочем, и многие другие особенности советской системы массового строительства перекочевали в светлое будущее.
|
Москва, 1963 год
|
В 2003-2004 годах в правительстве зародилась идея повторить советский опыт и развить массовое жилищное строительство, обеспечивая растущее население городов дешевым (доступным) жильем. В тот период стоимость квадратного метра на рынке в среднем варьировалась в коридоре 500-800 долларов. Правительство же намеревалось удешевлять строительство до 200-350 долларов. От нижней границы ценового коридора, впрочем, достаточно быстро отказались. А вот 350 долларов стали причиной весьма жестких разногласий в правительстве, закончившихся отставкой с поста вице-премьера Григория Марченко. Он называл подобные планы “недоразумением”. Тогда вице-премьер, рассуждая о намерении удешевить строительство жилья, говорил, что удешевление жилья во многом зависит от акимов, которые должны организовывать тендеры среди застройщиков на земельные участки, решить проблемы, связанные с проведением коммуникаций и сносом старого жилья на участках застройки. Марченко предлагал вариант, когда компания, осуществляющая строительство элитного жилья, должна взять обязательство построить в другом городском районе такое же количество дешевых или муниципальных квартир. Впрочем, и тогда, и сейчас правительство решило действовать административно-финансовыми методами и дотировать дешевое жилье. На практике это выглядит так: государство отбирает (через конкурс) компании, которые согласны строить социальное жилье (по ценам за квадрат ниже рыночных), выделяет средства акиматам на подведение коммуникаций и подготовку площадок под строительство, дотирует ставку вознаграждения по ипотеке через Жилстройсбербанк (ставка по ипотечному займу не превышает 10 процентов, в то время как в других банках от 15 до 25 процентов) и фондирует другие банки для финансирования строительства. Застройщики же получают субсидии по ставкам вознаграждения по кредитам в размере семи процентов годовых (такие условия предоставляются программой “Нурлы жер”). А вот стоимость квадратного метра за 13 лет выросла. 350 долларов за квадрат властям долго удержать не удалось, и он уже буквально со второго года действия программы по строительству доступного жилья начал постепенный, но устойчивый рост. Сегодня доступное жилье продается по ценам 220-260 тысяч тенге за квадрат (672-794 доллара за квадрат). Впрочем, эта цена в чистовой отделке. (Рыночная средняя стоимость квадратного метра в конце июля составляла около 340 тысяч тенге в Астане и Алматы и около 200 тысяч - в областных центрах.) Все было бы ничего, если бы не поразительная схожесть удешевленного современного жилья с аналогом из советского прошлого. Его также строят микрорайонами с полной социальной инфраструктурой. При строительстве домов по жилищным соцпрограммам в РК, конечно, уже не отказываются от балконов, как “излишков”, но делают их чаще всего минимальных размеров и нередко без ставшего уже привычным для северных регионов страны остекления. Окна в домах ставятся далеко не самые качественные, вынуждая жильцов менять их при первой финансовой возможности. Экономят и на строительных материалах, в результате чего толщина стен разве что делит квартиры зрительно, а вот слышимость такая, что соседи прекрасно осведомлены о том, что делается друг у друга. Да и квадратура социальных квартир жестко регламентирована нормативами - не более 18 квадратов (в СССР на старте “хрущевок” норматив был в два раза меньше) на человека. Но при этом самая большая площадь квартир по программе “Нурлы жер” - 80 квадратных метров. Первые пять лет реализации программы “Нурлы жер” обойдутся бюджету в 769 миллиардов тенге. Построено на них будет 53 миллиона квадратных метров. Нынешние программы жилищного строительства фактически реализуют сразу несколько крупных целей. С одной стороны, это предоставление возможности подавляющей части населения обзавестись собственными квадратными метрами по ценам, немного дешевле рыночных. С другой - государственный инструмент поддержки строительного сектора экономики, которому дают и заказы, и льготные кредиты, и гарантированный выкуп продукции. И третья цель - поддержка банков ликвидностью. Ведь именно через них государство выдает стройкомпаниям льготные кредиты, “субсидируя” ставку вознаграждения. Вот такой многовекторный ход - социальное жилье.
Астана |