|
Галина Галкина
Организатор Нью-Йоркского кинофестиваля Ришар Пина назвал Гульнару Сарсенову движущей силой казахстанского кино. Журнал The Hollywoode Reporter нарек ее королевой казахстанского кино. За мощную энергетику и невиданную интуицию ее называют ведьмой, колдуньей. Интуиция не подводит ее в выборе сценариев и партнеров по фильмам. В будущие свои киноленты влюбляется не рассуждая. И любовь не обманывает, любовь творит чудеса.
На прошлой неделе фильм продюсера Гульнары Сарсеновой “Тюльпан” (совместное производство Казахстана, России и Польши, режиссер Сергей Дворцевой) завоевал азиатский “Оскар” - Asia Pacific Screen Awards, который считается главным кинопризом Азиатско-Тихоокеанского региона. В конкурсной программе этого года было 32 фильма из 17 стран. “Тюльпан” победил в категориях “Лучший полнометражный фильм” и “Лучшая режиссерская работа”
- Мы знаем, что “Тюльпан” завоевал уже 12 международных премий на самых престижных фестивалях - настоящий урожай. Поздравляем и гордимся!
- Спасибо. Сережа Дворцевой говорит мне: “Может, остановимся? Уже неудобно”. А я считаю, нужно довести до счастливого числа 13. Short list Киноакадемии США будет составлен только в начале января, а 22 января объявят пять номинантов на премию “Оскар” в номинации “Лучший зарубежный фильм”. Второй год мы подаем заявку от Казахстана. После “Монгола” это уже вторая попытка.
- Быть номинированным на “Оскар” - это уже достижение.
- Я, как Дима Билан в анекдоте: “Пока мне не вручат “Оскар”, буду мучить Американскую киноакадемию каждый год”. Кроме шуток, фильм удался: он о нашей степи, о казахской земле. Мы все очень старались. И я горжусь этим.
|
Кино - искусство коллективное, оно имеет глобальный характер. Мир стал маленьким, особенно в кино. Существует разделение специализаций. Лучшие “звукачи” - французы, лучшие операторы - немцы, англичане, лучшие актеры - американцы, россияне, французы, немцы. В Германии нужно делать монтаж фильмов и озвучивание. В Швейцарии - записывать шумы. Весь мир - большая кинофабрика. Все в этом мире знают друг друга. Нужно не только попасть на эту кинофабрику, но и добиться, чтобы тебя приняли. Мне посчастливилось! По кино судят о стране. Фильмы помогают взаимопониманию народов, соседей. Когда Джереми Айронс, голливудский актер, приехал на наш Евразийский кинофестиваль, он сказал на пресс-конференции: “Астана - красивый город, но он похож на все города мира. А когда я посмотрел фильм “Тюльпан”, то понял душу вашего народа”. |
- Столько достижений в кино, обилие наград - это везение новичка? Или же за четыре года Вы сумели обрести продюсерский опыт?
- Это не столько продюсерский опыт, сколько двадцатилетний опыт в бизнесе. Продюсер - это тот же бизнесмен, который производит продукт - фильм. И самое главное для него - хорошо его продать. Мне это было понятно и знакомо. Эта премия - “Лучший продюсер года в азиатском кино” - не только моя. Работала команда, очень сильная, преданная, поэтому получилось хорошее кино. Сегодня казахстанское кино бурно развивается, и государство много для этого делает. Было бы верхом амбиций связывать этот приз только с собой. Произошел тот случай, когда количество переходит в качество.
- На прошлом российском фестивале “Киношок”, когда наши соотечественники взяли Гран-при и еще несколько первых мест, пресса назвала это “казахстанской экспансией”...
- Подобно воплю военного времени: “Немцы идут!”, а теперь кричат: “Казахи идут!”.
Я недавно вернулась из Москвы, встречалась со многими кинематографистами, и они меня спрашивали: “Что у вас происходит? Берете все призы, устраиваете международные кинофестивали. Все говорят о казахстанском кино”. Приятно, что наше отечественное кино уже стало явлением, и очень хочется, чтобы это признание было подкреплено премией американской академии “Оскар”.
На последнем кинофестивале “Евразия”, где я была генеральным директором, мы создали конкурс короткометражного кино. И это стало открытием фестиваля. Потрясающие фильмы. Совсем другое кино, снятое молодыми режиссерами. Их фильмы и шокируют, и вдохновляют одновременно. Эти молодые режиссеры и есть сейчас “новая волна” казахстанского кино. Пришли 25-30-летние кинематографисты, они не зашорены, у них нет того обидного опыта, который мы успели приобрести. Они, как волки, голодные, злые и талантливые. Хочется, чтобы эти ребята сохранили особенность, этничность нашего кино. Я знаю теперь нескольких молодых режиссеров, с которыми бы с удовольствием поработала.
- Что еще в Ваших планах?
- Мы начинаем прокатную деятельность еще трех снятых фильмов. Это “Базар. История одной покупки”, снятый совместно с турецкой, английской и немецкой кинокомпаниями. Этот фильм мне очень близок, любим. Он тоже завоевал много призов - за лучшую мужскую роль в Локарно, а также как лучший фильм в Анталии. Думаю, его ждет хорошая прокатная судьба. Снимал фильм англичанин, мой друг Бэн Хопкинс, он - хулиган-аристократ.
Есть также большой проект, моя мечта - “В ожидании варваров”, по роману нобелевского лауреата Джона Кутзее, над которым мы работаем с моим партнером Майклом Фитцджеральдом, в фильме планируется участие Джонни Деппа. Фильм будут делать три продюсера, включая Люка Бессона. Готовимся к съемкам отечественного телесериала о Казахстане, об Астане, о любви. Наши люди, наши города достойны, чтобы о них был снят сериал. Легкая музыкальная комедия, совместный проект с одной из стран-партнеров.
- Какое главное достижение последнего кинофестиваля “Евразия”, который Вы провели совсем недавно?
- Нам удалось поднять на более высокую ступень наше казахстанское кино. Мы показали около двадцати премьер отечественного кино. Раньше люди рвались на показы зарубежного кино, а в этот раз штурмом брали залы, где шли казахстанские премьеры. Народ сидел буквально на полу. Я с трудом пробиралась в зал. Всем было интересно свое кино, а это дорогого стоит. Мы уже не стесняемся своего кино, не ругаем его за низкий профессиональный, технический уровень. У нас появились фильмы, которыми мы гордимся.
- Гульнара, Вы - дитя советского времени, и вместе с тем органично вписались в новую действительность с ее рыночными условиями существования, живете в ней креативно, интересно. С какими чувствами Вы смотрите в ушедшую эпоху?
- Очень хорошо смотрю, с ностальгией. Лучшие советские фильмы - гуманные, близкие, человечные и очень теплые. Думаю, что ностальгия по советскому кино, по той эпохе есть у моего поколения, поколения наших родителей, которые до сих пор смотрят телеканал “Наше кино”. Хотя уже немного смешно смотреть фильмы 60-х, они наивны и трогательны до слез.
- В Ваших фильмах транслируется, трансформируется эстетика советского кино? Или же Вы снимаете с чистого листа?
- Конечно, не с чистого листа. Раньше в искусстве присутствовали основы соцреализма. Но это та же правда жизни. Разве в “Тюльпане” нет правды жизни на уровне документализма? В “Монголе” есть тот размах, который мы видели в “Войне и мире” С.Бондарчука, - эпическое полотно. Сергей Бодров - человек старой советской школы. Советское кино берет гуманизмом, добрым, трепетным отношением к человеку.
Я никогда не буду делать фильмы ужасов, хотя это коммерчески выгодное кино, занимающее по прокату первое место. Но эти фильмы взывают к адреналину, к глубинным и, может быть, самым низким чувствам человека. Они будоражат страхом: отрезанием ног, голов... Но можно ведь пробуждать любовью, прекрасным. Человек прежде всего носитель разума, существо возвышенное. У меня есть совесть художника, просто человеческая совесть. Хочется снимать настоящие фильмы.
- Как сказался глобальный кризис на Вашем производстве?
- Пока никак. Хлеба и зрелищ ждут всегда. Фильмы будут нужны в любое время. Кризис, на мой взгляд, не случайно произошел. Всем странам необходима была такая шоковая терапия. Эта встряска для нас: “Люди, очнитесь!” Все уже так объелись тортиками, что хлеб выбрасывают. Потеряли ориентиры.
Сегодня наступает переоценка ценностей - не только в экономике, но и в политике, искусстве, культуре, общественной жизни. Нынешний кризис мы на себе не слишком ощутим. Этот кризис в макроэкономике для супербогатых фирм, держав, которым есть что терять. Подобная встряска была необходима. Когда трудно, люди становятся добрее, внимательнее.
- Но и этот ужастик будет иметь хеппи-энд, как в кино?
- Я всегда за счастливый конец в кино. В жизни хватает трудностей и испытаний. Хэппи-энд необходим. Даже взрослый человек в глубине души верит в сказку, а кино - эхо сказки, напоминание, что она существует. И эту сказку можно делать своими руками.
Справка “НП”
Гульнара Сарсенова - президент кинокомпании Eurasia Film Production, независимый продюсер. Получила высшее образование и диплом журналиста. Кинематографу училась в Москве у Татьяны Лиозновой, работала в “Фениксе” (США). Продюсировала пять фильмов: “Монгол” С.Бодрова, “Тюльпан” С.Дворцевого, “Базар. История одной покупки” Б.Хопкинса. Четвертый фильм - “Электрический туман, или Смерть конфедерата” в сотрудничестве с продюсером М. Фитцжеральдом и режиссером Бертраном Тавернье (совместно с американской кинокомпанией и французской “ТФ-1”) - выйдет в прокат весной. В главной роли снялся Томми Ли Джонс. Пятый фильм - “Письма к ангелу” Ермека Шинарбаева - повествование о любви и одиночестве.
Лучший продюсер года в азиатском кино, первая женщина и первый человек в Центральной Азии, кто получил в престижной мировой киностолице - южнокорейском городе Пусане - приз PIFF “Лучший кинематографист Азии 2008 года” - “2008 Asian Film Makers of the year”. Премия вручена была Гульнаре Сарсеновой как продюсеру, который за четыре года снял пять фильмов и провел международный кинофестиваль “Евразия”. |