|
Алла Иванилова
В Казахстане намерены расширить для вузов академическую и управленческую свободу. В чем это будет выражаться, разбиралось “НП”
Казахстан интегрируется в европейское образовательное пространство, основой которого является автономия вузов. Разнообразные международные рейтинги отдают первые места тем высшим учебным заведениям, у которых есть высокая степень академической свободы. Заявление, опубликованное профессорами Кейптаунского университета в ЮАР и прозвучавшее в знаменитом решении Верховного суда США в 1957 году, гласит: “Каждый университет несет ответственность за создание такой атмосферы, которая будет наиболее полно содействовать развитию научной мысли, эксперименту и творчеству. Это атмосфера, в которой преобладают “четыре неотъемлемые свободы” университета - самому определять согласно академическим стандартам, кто может преподавать, что может преподаваться, какими методами и кого можно допустить к обучению”. Именно это наиболее точно определяет суть основных идей академической свободы, за которую ратуют казахстанские чиновники. Более того, от слов они перешли к делу. На днях правительство приняло законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений”. Представляя документ, министр образования и науки Ерлан Сагадиев пояснил, что теперь вузы смогут самостоятельно определять порядок приема студентов, структуру и содержание образовательных программ и создавать дочерние организации по научно-образовательной деятельности. При этом национальные высшие учебные заведения дополнительно наделяются компетенцией по разработке образовательных стандартов и требований, причем по всем уровням образования, правом создавать филиалы за рубежом, открывать стартап-компании. Помимо этого будет внедрен принцип разработки образовательных программ в привязке к национальной рамке квалификаций. Благодаря этому вузы смогут на основании результатов обучения и своей компетенции разрабатывать собственные образовательные программы. Министерство образования будет вести реестр и рейтинг образовательных программ и регулярно исключать невостребованные рынком. Высшее заведение - аутсайдер рейтинга - должно закрыть образовательную программу, позаимствовать ее у другого “показательного” вуза либо разработать новую. “Таким образом, мы усилим конкуренцию, подравняем слабые образовательные программы к лучшим в стране и одновременно проследим за востребованностью образовательных программ в наших вузах”, - отметил глава образовательного ведомства. Суть академической свободы - право профессорско-преподавательского состава самому определять содержание читаемых курсов и право студентов выбирать курсы дисциплин по своему усмотрению. Однако определенные рамки есть, и все разрабатываемые высшими учебными заведениями программы должны соответствовать утвержденным государственным стандартам образования. То есть вузы придерживаются обозначенной государством идеологии и при всем желании не могут практиковать утопические идеи. Иначе говоря, идея одна, а доказательная база или методы обучения могут отличаться в зависимости от вуза, региона или потребностей работодателя. В свою очередь, поменяется и система лицензирования вузов. Если раньше лицензировалась только специальность, то после принятия законопроекта все направление подготовки в целом. Это мировая практика и базовый принцип предоставления академической свободы вузам. Такой механизм подготовки кадров будет способствовать международной мобильности выпускников с возможностью обучения и трудоустройства в любой стране мира. Для этого вузы сегодня аккредитовывают свои образовательные программы в международных аккредитационных агентствах. К слову, будет внедрен единый международный стандарт. Реализации принципа академической свободы в Казахстане сегодня мешает групповая форма обучения. Она не позволяет одной части студентов выбрать один предмет для изучения, а оставшейся части - другой. Есть строго определенный набор предметов для обучения. Все это обусловлено тем, что специализация определяется еще до начала обучения. Если человек поступил на физфак, то на выходе он должен быть физиком. На Западе же специальность прорисовывается где-то на третьем курсе, что позволяет действительно получить уникальный набор знаний и навыков. Сегодня существует около 600 специальностей высшего и послевузовского образования, а при новом подходе останется только десять направлений подготовки в соответствии с принятой практикой стран ОЭСР. В частности - педагогическое, медицинское, техническое, сельскохозяйственное и т.д. Но внутри этих направлений будут собственные образовательные программы вузов и могут появиться новые специальности. Студентам будет предоставляться право формировать свое обучение по двум направлениям: углубленное и дополнительное освоение дисциплин. Последнее означает, что студенты одной специальности смогут дополнить свое образование другой специальностью. К примеру, студенты-физики смогут получить параллельно диплом юриста, а экономисты - правоведа или маркетолога. Это международная практика, которая применяется для массового внедрения междисциплинарного обучения. Сейчас подобное применяется в педагогических специальностях. Так, будущий педагог физики может выучиться на математика, биолога или химика. Гибкость академических программ предусматривает и гибкость финансирования. В этой связи теперь будет финансироваться не специальность в течение обучения, а лишь кредиты, которые выбрал студент. Кроме того, академическая и управленческая самостоятельность даст вузам возможность заработать, поскольку они смогут открывать инновационные предприятия.
P.S. Пока в Казахстане вузам только предоставляют автономию, академическая свобода в некоторых странах находится под угрозой. В частности, существуют ограничения на предметы исследований, обучения и публикации. В большинстве случаев существуют “красные линии”, которые нельзя пересекать, хотя они четко не определены. Так, свободомыслящие студенты и преподаватели, открыто выступающие против политики своего университета, становятся объектом преследований. Свобода предоставляется только на словах, на деле ведется жесткий контроль за деятельностью ученых. Они должны согласовывать темы и текст выступлений на зарубежных конференциях. Такие организации, как “Ученые под угрозой”, оказывают помощь пострадавшим профессорам и предают их проблемы гласности. Перечень государств, где академическая и управленческая свобода де-юре существует, а де-факто сталкивается с жестким государственным регулированием, достаточно длинный. Даже в США, стране, где создана достаточно эффективная система мер по защите академической свободы, возникают проблемы такого рода.
Астана
|