Юлиана Жихорь
Робкие ожидания экономистов о стабилизации мировой финансовой системы не оправдались. Мир захлестнула волна рецессии. И Казахстан с гордостью отрапортовал, что “мы стали неотъемлемой частью мировой экономики”, поскольку принимаем участие во всех глобальных процессах. Прежде всего в кризисных
Если раньше мировые экономические эксперты дискутировали о продолжительности рецессии, то теперь сошлись в едином мнении: она пришла надолго и всерьез. Единогласно заявляя, что это самый глобальный и глубокий кризис за последние 100 лет.
О приближающемся новом экономическом коллапсе не предупреждал только ленивый: чрезмерное насыщение мирового рынка не подкрепленного золотом доллара, потребительская “истерия” и взвинчивание цен на “черное золото”. Как заявил в минувшую среду Нурсултан Назарбаев, выступая перед казахстанскими дипломатами на коллегии МИД, “нынешний спад мировой экономики серьезно напомнил о том, что бывает, если жить не по средствам”.
“С другой стороны, есть положительные моменты этого события, - продолжил глава государства. - Происходит закономерная смена моделей мировой экономики и основ ее регулирования. Нельзя обогащаться за счет других государств или одновременно с их обнищанием. Кризис многих отрезвил и еще отрезвит, особенно тех, кто занимался откровенной спекуляцией. Опустил их с небес на землю, в том числе и в нашей стране”.
В первую очередь кризис занялся главной разменной монетой сегодняшней экономики - нефтью. За несколько месяцев цена барреля упала почти на 100 долларов (со 147 до 50 долларов за баррель). И это только начало. По мнению Международного энергетического агентства, экономическая рецессия, продолжившись в будущем году, приведет к значительному сокращению потребления топлива и, соответственно, дальнейшему падению цен на нефть. Февральские нефтяные фьючерсы уже заключают по 30 долларов за баррель.
|
Нефтедоллар на сдачу |
Тем временем вслед за США о рецессии официально объявили правительства Японии и Великобритании. В Германии, как следует из доклада “пятерки мудрецов” (так называют пятерку немецких институтов экономических исследований), рецессия наступит в следующем году.
Страны вкладывают огромные ресурсы в борьбу с кризисом. Власти США на борьбу с финансовым кризисом уже потратили 4 триллиона 280 миллиардов долларов. С учетом инфляции эти издержки перекрывают затраты стран в ходе Второй мировой войны (около 1,6 триллиона долларов). И, как показывает динамика мировых фондовых рынков, эти вливания разве что притормаживают развитие кризиса, но не “лечат” его.
Биржевые игроки надеялись на конструктивные решения саммита “Большой двадцатки” по борьбе с кризисом. Однако на нем не было принято конкретных решений по борьбе с глобальной рецессией. “Все, что мы увидели, - это декларация о намерениях, но нам нужны законодательные инструменты, законы должны пройти через парламенты. При этом рынки не должны жестко регулироваться, рынку нужно оставаться открытым. Регулируемые рынки работать не будут”, - заявил аналитик биржи Франкфурта Роберт Халвер.
В России, например, в качестве антикризисной меры решили провести прокурорские проверки СМИ на предмет разжигания финансовой паники.
Казахстанские же меры борьбы с кризисом, точнее, с его катастрофическими для нашей финансовой системы последствиями, пока дают достаточно действенные результаты. Помогает, впрочем, еще и то, что оттока капитала практически не наблюдается. Как сообщил источник в правительстве, “весь спекулятивный капитал был выведен в сентябре 2007 года. Буквально за три дня из страны “ушли” 6 миллиардов долларов”.
Тем не менее снижение объемов производства, наблюдаемое в Казахстане уже сейчас, на будущий год только усилится. Следовательно, не исключено, что в течение первого полугодия 2009 года образуется дефицит республиканского бюджета. Пойдет ли правительство на секвестр социальных программ - большой вопрос. Скорее всего, ряд бюджетных инвестпроектов будут отодвинуты на более поздние сроки или временно заморожены (среди них могут оказаться и обещанные “100 школ, 100 больниц”).
Астана |