|
Алла Иванилова
Реклама, как известно, двигатель прогресса. Регулирование этой сферы - прямое отражение развития рынка. Если следовать этому утверждению, то казахстанский рынок в зачаточном состоянии, учитывая несовершенное законодательство, регулирующее рекламную деятельность в стране
Недавно в мажилисе парламента прошел круглый стол на тему “О ходе рассмотрения проекта закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам рекламы”. Сегодня рекламный рынок услуг бурно развивается, при этом законодательство в этой сфере отстало от реального времени и его решили актуализировать. К рассмотрению законопроекта, по которому ведутся бурные дебаты, депутаты приступили в ноябре прошлого года. Проведено семь заседаний рабочей группы и поступило более 150 предложений, из которых 45 направлены на заключение в правительство. Находясь в стенах парламента, проект закона значительно видоизменился. Если первоначально Кабмин преследовал цель упорядочить систему уполномоченных органов, типовые правила, аспекты, связанные с законом о языках и социальной рекламой, то сейчас рассматриваются вопросы, связанные с развитием телеторговли, легализацией рекламы слабоалкогольных напитков, возвратом платы за разрешение рекламы на транспортных средствах, и другие. “Существующее законодательство более выгодно для тех, кто его нарушает, так как этот субъект рынка не тратит силы и энергию на получение необходимых разрешительных документов, поскольку целью нынешнего законодательства является получение в конечном итоге платы за разрешение рекламы”, - констатировал вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин. Так, по итогам 2016 года в республиканский бюджет от рекламы зачислен 141 миллион тенге, из них 20 миллионов - штрафные санкции от тех, у кого не было разрешения на размещение рекламных конструкций. При этом поступления от рекламы в местные бюджеты составили 5,7 миллиарда тенге, из них 3,4 миллиарда - за неразрешенную рекламу. Чтобы исключить такой подход, планируется ужесточить административное наказание за размещение незаконных рекламных конструкций. Также предлагается отменить налог на рекламу и заменить его на плату за место.
Это, пожалуй, самый острый вопрос, вызывающий полемику. На сегодняшний день компании платят налоги в том случае, если реклама размещается. Если же рекламная конструкция пустая, то бюджет недополучает деньги, а сама конструкция не в самом лучшем виде “украшает” город. Что даст плата за рекламное место? Во-первых, гарантированное получение прибыли в бюджет, причем даже, возможно, за год вперед. Это позволит не только повысить прогнозируемость доходов от данного рынка, но и “очистить” его от низкокачественных рекламных конструкций, поскольку их содержание обойдется владельцам в копеечку. Помимо этого отмена налога исключит региональную несправедливость, поскольку сегодня за рекламу в малых городах платят столько же, сколько в Алматы и Астане. Кроме того, предлагается внедрить принцип саморегулирования. Сейчас прежде чем разместить рекламу на тех же билбордах, ее необходимо согласовать с госорганами и получить разрешение. От предпринимателя, получившего заветный документ, аналогичного требуют и местные исполнительные органы. То есть идет дублирование. Среди инициатив - максимально либерилизовать разрешительные процедуры, отменив согласование размещения информации. Аргументируется это тем, что на данную процедуру тратится много времени и ресурсов, при этом рекламодатель в любом случае не будет размещать запрещенную информацию, поскольку за это ему грозят жесткие штрафные санкции. Чтобы не было “рекламного хаоса”, предлагается установить единые стандарты и правила. Однако разработчики законопроекта против принципа “всех под одну гребенку”: красить билборды и конструкции в один цвет, одинаковый шрифт и т.д. Каждый город индивидуален - свои архитектура, особенности, поэтому при размещении рекламы на улицах это надо учитывать. Сегодня существуют определенные правила к оформлению рекламных конструкций в виде приложения к правительственному постановлению. Есть и стандарты, которые носят рекомендательный характер, и ничего общего с тем, что происходит сейчас на рынке, не имеют. Поэтому предлагается упразднить данные стандарты и ввести новые единые правила, но в двух уровнях: первый - республиканский, второй - местный. Первый уровень - это производственно-технические параметры, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию рекламных конструкций. А второй - это как раз специфика рекламы каждой области и города. Также в соответствии с международной практикой планируется следовать концепции зонирования. В частности, есть требования, когда в центре города нельзя размещать крупную рекламу или много рекламы, поскольку это приводит к визуальному хаосу. При этом ее размер увеличивается по мере отдаления от центра. Также по примеру мирового опыта можно направлять средства от уличных вывесок на социальные потребности, такие как велосипедные станции, общественные туалеты, остановки, урны и скамейки. Таким образом, это дополнительная разгрузка бюджета. Учитывая развитие торговли, возникают новые требования к рекламе. К примеру, сейчас она никак не урегулирована в интернете. Также поправками в законодательство вводится понятие “телеторговля”. Различные телемагазины довольно давно и широко распространены на казахстанском телевидении, однако они также никак не регулировались и, по сути, были “вне закона”. Чиновники настроены оптимистично и уверены, что данные меры позволят сделать рекламный рынок более прозрачным, повысят отчисления в бюджет и исключат проявления коррупции. Оптимизм внушает положительный опыт соседней России, где за последние пять лет количество рекламных конструкций удалось сократить в четыре раза. При этом бюджет стал получать гораздо больше денег.
Астана |