|
Алан Байтенов
Невероятно, но факт: алматинцы и гости южной столицы могут лишиться главной достопримечательности - неповторимых наших общих гор. В том смысле, что граждане не смогут, как раньше, ездить туда на пикники и пленэры. (А ведь это едва ли не единственная доступная для горожан возможность подышать свежим воздухом в выходной летний день.) Прецедент есть: вспомните, как это произошло с “Шымбулаком” - Банк развития Казахстана (БРК) выделил заем в 260 миллионов долларов на реконструкцию, а руководство, с этого момента уже VIP-курорта, взвинтило цены. Как на дорогу (гондолы - иначе не доберешься), так и на пребывание - отдавать-то долги надо. Впрочем, “Шымбулак” изначально был заточен под спорт и “лакшери” или даже так - под “лакшери-спорт”. Как ни крути, но горнолыжный курорт, если он чего-то стоит, не может быть дешевым. В смысле, доступным для всех и каждого. А что, если такая же участь ждет куда более народную локацию - Алма-Арасанское ущелье и само Большое алматинское озеро (БАО)? Ведь теоретически и это возможно - мы все чаще слышим о желании реконструировать и фактически закрыть для многих желающих доступ и на эту территорию. Здесь также придется поднять цены на посещение, заняв на реконструкцию никак не меньше “шымбулакских” денег, отдавать-то также придется с процентами
Закрыв доступ для личного автотранспорта на эту территорию, придется устроить туристические маршруты. Самый, казалось бы, простой вариант - автобусные. Значит, создать невероятных размеров паркинги у самых ворот в Иле-Алатауский национальный парк. Стоянка, кстати, нужна также и в том случае, если строить здесь гондольную дорогу, которая позволит попасть на БАО. В любом случае - еще один проект века и невероятные суммы денег. К тому же стоит подсчитать и разрушительное действие человека-бульдозера на природу. Это к заявлениям о вреде природе и о мусоре, который приносит с собой человек в особо охраняемые природные зоны. Не легче ли на эти, а то и гораздо меньшие деньги организовать некий экологический патруль, который будет проводить работу с населением, поднимая экологическое сознание, и, если что, помогать собирать мусор? И вроде все довольны. Главное, что люди-то сыты - кто природой, а кто работой. Но обо всем по порядку.
Таков закон - как только чем-то перестают пользоваться, это через некоторое время неизбежно приходит в негодность. Предположим, автомобильную дорогу на БАО и в целом в Алма-Арасанское ущелье закроют для частного транспорта. Предположим, оставят только специальные автобусы. Да, первое время они будут курсировать с неплохой периодичностью, но потом, учитывая, что без собственной машины очень неудобно нашему человеку добираться (дети, вещи, провизия), это туристическое направление постепенно “просядет”. Автобусы переориентируют на другие маршруты. И, в конце концов, дороги постепенно придут в негодность. Финансирование для поддержания уже существующей инфраструктуры урежут - у нас это тоже правило, для чего вкладывать в то, чем не пользуемся активно? Лучше чуть позже отстроим заново. Сколько бы это не стоило. Ощутимый ущерб природе нанесет и возможный проект создания гондольной дороги, так сказать, с нуля. Вспомним, как это было. “Шымбулак” начали реконструировать в 2006 году. А закончили 4,5-километровую подвесную дорогу в 2011-м. Как раз к Азиаде. Представьте - Алма-Арасанское ущелье и окрестности БАО ждут как минимум пять лет строительства, вырубки и выравнивания склонов! Это мы о том самом мусоре, который якобы скапливается из-за приезжающих на собственных авто туристах. Ведь бытует мнение, что именно эти люди корень зла и образец экологического бескультурья. Кстати, на этот проект надо еще найти средства. Предположим, БРК должен дать добро или в дело должен войти бизнес. Но, учитывая соус, под которым подается возможная реконструкция, забота о природе, бизнес и БРК могут и не проявить интереса. На чем и на ком, откровенно говоря, зарабатывать, если вылазка на природу будет экстремальным испытанием для всей семьи? Да, есть фанаты пешего отдыха. Но их, как правило, у нас не так уж и много, и кассу они точно не сделают... Можно, конечно, задаться целью изменить наше сознание, но сколько на это потребуется времени? Остается лишь один вариант - вполне обычный и ожидаемый проект освоения бюджетных средств (как заработать в кризис, кроме как освоить народные деньги?) под предлогом заботы об экологии. Кстати, если закрывать въезд на территорию парка, то необходимо как-то обосновать свое решение. Например, вспомнить об особом статусе территории Алма-Арасанского ущелья и конкретно окрестностей БАО. Следовательно, необходимо очистить ее от всех находящихся здесь кафе и небольших комплексов отдыха. Фактически издать такой же указ, который некогда относился к “Бутаковке” - под нож пойдут не только развлекательные комплексы, но и домовладения. Что, безусловно, провернуть довольно непросто. Ведь если этого не сделать, а лишь организовать единственно возможный вариант доступа на территорию, все это будет выглядеть ровно как еще один узаконенный способ сбора средств с населения. И тогда волны недовольства точно не избежать. Что же касается того самого ненавистного мусора, который якобы оставляют жители мегаполиса... Из личной практики мы знаем места, где тот самый мусор лежит годами. Более того, складывается впечатление, что его не убирают специально. Так, чтобы при любом удобном случае указать на него как на причину “целого экологического бедствия”. И все же, что выгоднее - освоить как минимум 250-300 миллионов долларов США на создание еще одного курорта или же направить часть этих денег на создание экологического патруля и периодически чистить склоны столь популярного у алматинцев места отдыха? Давайте подсчитаем. Помните ураган, что произошел в урочище Медеу? Так вот, на то, чтобы вычистить склоны от вековых деревьев, а именно от 3187 стволов, из местного бюджета выделили 75 миллионов тенге. Это по данным акимата города. А в общем, по данным Жамбыла Макежанова, директора института “Казгипролесхоза”, для того чтобы расчистить 480 тысяч гектаров и вывезти 97 тысяч кубометров древесины, требовалось 250 миллионов тенге. То есть примерно в 300 раз меньше. А тут пластик и, простите, туалетная бумага... |