|
Мадина Меирманова, Артур Бабаев
На днях в интервью телеканалу Euronews президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, отвечая на вопрос журналиста о Евразийском экономическом союзе, высказался о Казахстане: “Нам надо с кем-то торговать, нам бы надо как-то работать с соседями. Если бы мы не вступили в Евразийский экономический союз, нам бы просто грозила блокада. В 2010 году, когда Казахстан нам устроил блокаду на 1,5 месяца, у нас даже были человеческие жертвы. Такое было, потому что блокада - это плохая вещь”. Казахстанский МИД в ответ сообщил, что ждет объяснений от киргизской стороны относительно данного высказывания президента страны
“Торговая война”, о которой упоминает киргизский президент, - это результат очередной революции в Кыргызстане, когда был свергнут президент Курманбек Бакиев и к власти пришла Роза Отунбаева. Случилось это в апреле 2010 года. Тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев весьма жестко воспринял новую революцию в Кыргызстане. В своем выступлении в конце апреля Назарбаев назвал революцию в Кыргызстане “разбоем”. Однако на публичное обращение ряда видных деятелей Кыргызстана с просьбой открыть границу Назарбаев не дал никакого публичного ответа. Массовые беспорядки, мародерства, грабежи, межнациональные столкновения и угроза перетока бунтовщиков за пределы страны побудили соседние государства закрыть границы с Кыргызстаном. Согласитесь, мало было желающих запустить к себе в страну хорошо вооруженных, но плохо организованных бандитов. Речь идет не только о Казахстане, границы временно закрыл и Узбекистан. Закрытие границ было предусмотрено как для передвижения граждан (из-за опасения нелегального потока мигрантов, не беженцев, оставшихся без крова, а разгулявшихся громил, которым стало тесно в Кыргызстане), так и для передвижения товаров (тогда говорилось о большом скоплении огнестрельного оружия на киргизской стороне).
Интересно, что спустя годы в жертвах революции Атамбаев обвиняет именно Казахстан. Спустя пару месяцев Астана открыла три из двенадцати пограничных переходов. А в августе - почти все. Но лишь на тех участках границы, где киргизская сторона полностью контролировала ситуацию и гарантировала соблюдение всех таможенных процедур. В то же время именно Казахстан ходатайствовал перед комиссией Таможенного союза о том, чтобы товары, произведенные в Кыргызстане, завозились по нулевой ставке, без уплаты пошлины. Единственным условием для Бишкека было налаживание лицензирования и сертификации продукции местных предпринимателей, чтобы предотвратить проникновение на территорию ТС товаров из третьих стран по ставкам Таможенного союза. Более того, Астана, несмотря на временный запрет экспорта ГСМ, поставляла киргизским фермерам дизельное топливо. Казахстан вообще часто выступал гуманитарным донором для соседнего государства. Стоимость дружеской помощи, если подсчитать ее за все годы внутриполитической неурядицы в Бишкеке, зашкаливает за нынешние 100 миллионов. В том же 2010 году Астана отправила гуманитарную помощь Кыргызстану в виде 400 тонн муки, 84 тысяч литров растительного масла, пяти тысяч тонн дизельного топлива, 30 вагонов с рисом, строительные материалы и многое другое. Всего в тот год размер помощи Кыргызстану оценивался более 11 миллионов долларов. (При том что общий объем гуманитарной помощи Кыргызстану был определен ООН в размере 96,3 миллиона долларов.) Мы оказываем помощь Кыргызстану в поставке электроэнергии (в 2014-2015 годах около двух миллиардов киловатт-часов). В 2011 году Казахстан на безвозмездной основе передал Бишкеку девять единиц грузовиков ГАЗ-66, 11 ЗИЛ-11, пять бронетранспортеров БТР-80 и 30 минометов ПМ-120. Тогда общая сумма техники превысила три миллиона долларов. В декабре прошлого года было решено, что Казахстан в рамках Соглашения между правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Казахстан о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции окажет Бишкеку техническую помощь в размере 100 миллионов долларов на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры и модернизацию испытательных лабораторий. Если смотреть казахстанские инвестиции в киргизскую экономику, то они за последнюю пару десятилетий превысили миллиард долларов. И это только прямые инвестиции. Но не это помнят в Кыргызстане. А предпочитают называть “торговой войной” то, как Казахстан защищает собственные интересы и безопасность. Впрочем, это на самом деле проблема нашей страны, а не соседней. Как это ни покажется парадоксальным. Исходим из того, что Алмазбек Атамбаев сказал то, что сказал, не в эмоциональном порыве и уж тем более не с бухты-барахты. Все-таки президент страны - человек, надо полагать, уравновешенный и думающий, прежде чем говорить. А это значит, что выразил он своим пассажем ни больше ни меньше - господствующее мнение уважаемого киргизского народа. Иначе зачем ему провоцировать своих граждан, горячо любящих братский Казахстан? Для нас, казахстанцев, такое допущение, конечно, не слишком приятно. Как же так: мы всячески помогаем братьям-киргизам, а они вместо благодарности считают Казахстан виновным в каких-то там блокадах, торговых войнах и даже “человеческих жертвах”?! Но, видимо, о гуманитарной и прочей помощи знают только сами казахстанцы, тогда как гражданам соседней горной республики об этом мало что известно. В этом свете ситуация, согласитесь, предстает совсем иной. Пиар нашей страны за рубежом (причем не где-то там в далеких европах с америками, а у себя под боком), похоже, не на высоте. Конечно, помогать кому-то - достойно само по себе, но в политическом плане неплохо, чтобы и сами принимающие помощь об этом узнали. А у нас получается так: чтобы создать себе благоприятный имидж в мире, Казахстан проводит дорогущие мероприятия вроде Универсиады и ЭКСПО, и в то же время о том, что наша страна оказывает финансовую и гуманитарную помощь братской республике, знают только, наверное, некоторые ее чиновники. А это неверно. Приходит на ум пример другого нашего соседа - России, которая почему-то тоже убеждена, что ближайшие соседи должны ее любить просто за сам факт ее существования. А на деле выясняется (не будем уж приводить примеры), что до этого прекрасного, но необъяснимого чувства ой как далеко, что любовью, как говорят в украинской Одессе, надо заниматься.
Впрочем, объяснить логику подобного поведения Алмазбека Атамбаева несложно. В ноябре в Кыргызстане пройдут очередные выборы президента. Атамбаев, как он уже заявлял ранее, баллотироваться на второй срок не будет, как и не планирует выдвигаться в премьер-министры или спикеры парламента. Однако политическая карьера его на этом вряд ли завершится. И, судя по всему, сейчас Атамбаев пытается создать себе некую политическую “подушку безопасности”, отыскивая крайних в своей не самой успешной для государства политике, обвиняя в экономических неудачах соседей.
|