ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ВОПРОС НАЦБЕЗОПАСНОСТИ Горячие новости / Право

Азамат Горожанин
Законодательная инициатива, на днях озвученная в мажилисе первым заместителем генерального прокурора РК Иоганом Меркелем, предусматривающая передачу коррупционных дел в ведение Комитета национальной безопасности, вызвала неоднозначную реакцию в обществе. От “наконец-то коррупционерам придется несладко!” до взвешенных опасений о возможном дисбалансе и доминирующем положении КНБ в стране

 

Вообще, наша публика подчас не утруждает себя знакомством с тестом сообщения и сразу после заголовка стремится высказать свое мнение. Прежде всего следует обратить внимание, что господин Меркель не говорил о передаче всей антикоррупционной работы комитетчикам. Комитету национальной безопасности, следует из изложенного первым замом генпрокурора, предлагается предоставить право расследовать уголовные дела о коррупции в отношении сотрудников специальных государственных органов, антикоррупционной службы и военнослужащих. При этом Меркель предлагает увидеть в этом стремление обеспечить “альтернативный баланс по делам этой категории с Национальным бюро по противодействию коррупции”.

 

 

Если инициативу поддержат депутаты, предлагаемые изменения и дополнения должны коснуться трех кодексов и шести законов РК.
Сейчас деятельность Комитета национальной безопасности регулируется соответствующим законом об органах национальной безопасности. И, кроме того, положением, которое утверждает президент. По действующей Конституции назначение председателя КНБ - прерогатива президента. С определенными согласованиями, но в этом вопросе слово все же за президентом. Но, в отличие от органов прокуратуры, за которыми закреплены конституционные полномочия, полномочия органов КНБ в Конституции не прописаны. Есть лишь упоминание о существовании комитета и о том, кто назначает его председателя.
В действующей Конституции президент имеет полномочия организовывать, реорганизовывать и упразднять центральные исполнительные органы, входящие в состав правительства.
Если же мы соглашаемся, что КНБ - орган, не входящий в состав правительства, то вполне конституционно, что президент создал положение об этом комитете. И следующим шагом парламент издал закон, которому КНБ подчиняется. Там расписано, что относится к полномочиям КНБ, входит в их ведение. Так вот, в этом законе нет никакого упоминания, что КНБ может или должен заниматься расследованиями коррупционных преступлений.
Единственное, что можно привязать в этом смысле к антикоррупционной деятельности, это полномочия председателя комитета, одним из пунктов которых к его компетенции отнесены меры по противодействию коррупции в органах нацбезопасности. То есть это внутренние ведомственные задачи, направленные на обеспечение чистоты рядов.
Еще раз: по действующему законодательству к компетенции КНБ отнесены только вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности.
На текущий момент передача вопросов борьбы с коррупцией в ведомство КНБ законодательно не подкреплена. Должны быть внесены и согласованы поправки в закон об органах нацбезопасности и другие. Это должно пройти через чтение в парламенте. Пока говорить не о чем, поскольку проекта нет. Можно только оценивать риски в системе “если - то”. Для чего мы обратились к авторитетному юристу, входящему в Алматинскую юридическую корпорацию, который пока предпочел не называть себя, но помог сформулировать вопросы, которые возникают в связи с озвученными инициативами.
И в первую очередь, считает он, следует обратить внимание на куда более серьезный вопрос, который связан с проектом новой Конституции. В тех поправках, которые, как известно, направлены в том числе на перераспределение властных полномочий между президентом и правительством, президент утрачивает полномочия создавать, реорганизовывать и упразднять центральные органы исполнительной власти, не входящие в состав правительства. Это значит, что эти полномочия перейдут к премьер-министру. Из этого также следует, что КНБ - его задачи, структура, полномочия - по новой конституционной норме оказывается в ведении правительства. Соответственно, какие задачи поставит перед комитетом правительство, такие он и будет исполнять. Условно говоря, даже улицы мести или с коррупцией бороться.
Но наибольшие опасения вызывает то, что президент утратит рычаги пресекать коррупцию, в том числе и в правительстве - то есть там, где она опаснее всего и проявляется.
Агентство по противодействию коррупции было создано указом президента. Это мощная и авторитетная спецслужба, которая крупные экономические преступления раскрывала и раскрывает. Отдав вопросы борьбы с коррупцией правительству, часть представителей которого сами сегодня могут стать фигурантами коррупционных дел, мы получим предсказуемую картину.
На конференции, которая намечена на субботу, многие вопросы, связанные с изменениями в законодательстве, будут обсуждать и юристы, и законотворцы, и сами инициаторы. Пока все это может звучать достаточно резонансно, но какие инициативы будут поддержаны и как пройдет всенародное обсуждение - можно только предполагать.
Но даже если в озвученной господином Меркелем инициативе идет речь о передаче КНБ права расследовать уголовные дела о коррупции только в отношении сотрудников специальных государственных органов, антикоррупционной службы и военнослужащих, что такое “специальные государственные органы”, можно только догадываться. Предположим, это силовики. Но у силовиков, которыми можно назвать и полицию, и военных, и сотрудников КНБ, и даже спасателей, - разные ведомства. И единственное, что может “сблизить” позиции, например, военных и комитетчиков, это обязанность армейского руководства оказывать содействие в выполнении тех задач, которые решают органы госбезопасности. Поэтому, если следовать озвученной инициативе, то есть бороться с коррупцией в армии, у КНБ должны появиться какие-то распорядительные функции, императивные в отношении Вооруженных сил. Иначе у них просто не будет полномочий реализовать свои задачи в чужом ведомстве.
Заявление господина Меркеля действительно очень любопытное. Но без разъяснения и комментария по многим серьезным сомнениям инициатива будет вызывать только новые вопросы.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение