|
Мадина Меирманова Как найти баланс между экономией государственных денег и их полным освоением? Ежегодно в стране неистраченными остаются миллиарды тенге, запланированные “на нужды”. Часть из них неосваивается “по объективным” причинам, часть - из-за экономии при закупках. Но выговор получают все
Начиная с весны правительство ведет расчеты бюджета страны на следующий год. Определяет макроэкономические прогнозы, рассчитывает лимиты расходов администраторов бюджетных программ. Исходя из этих лимитов администраторы, то есть госорганы и акиматы, планируют свои затраты на год. Лимиты эти - штука интересная. Планируются они исходя из прогнозов двух предыдущих лет (бюджет же в стране трехлетний) с учетом прошлогодних расходов (если вдруг лишние деньги обнаруживались) и необходимых трат на различные государственные программы и проекты. То есть, в принципе, цифра приблизительная. Но именно под нее подводят свои бюджетные заявки все администраторы. А вот потом начинается самое интересное. В течение бюджетного года они, исполнители бюджета, должны обязательно потратить все деньги. Иначе на следующий год лимит им будет срезан. А кто не хочет денег? Стоит учитывать еще и перманентные уточнения бюджета, когда деньги срезаются с одних проектов и дополнительно выделяются на другие: одним, чтобы завершить работу, другим - чтобы начать. Но как бы ни уточняли бюджет в течение года, деньги все равно остаются лишними. Даже на весьма нужные и актуальные государственные проекты. Как, например, получается с программой “Нурлы жол”, где по итогам прошлого года неосвоенными остались два миллиарда тенге. Программа инфраструктурного развития “Нурлы жол” (2015 - 2019) предполагает охват целого ряда направлений: от современной транспортной, индустриальной, энергетической, туристкой инфраструктуры до модернизации ЖКХ и сферы образования. В общем, охватывает практически сферы жизнедеятельности и развития страны. Обещанная стоимость реализации программы запланирована на уровне десяти миллиардов долларов до 2019 года (или 7,751 триллиона тенге по курсу 2015 года). Из которых более 3 триллионов - из республиканского и местного бюджетов и Национального фонда. Вот такой лимит. Остается добавить к этому текущие расходы и поделить деньги между всеми желающими согласно их заявкам. Но, как оказалось, поделенные деньги порой оказываются слишком большими. Например, в Костанайской области изначально просили 11 миллиардов тенге на ТЭО индустриальной зоны, а в течение бюджетного года сумму сократили до 5 миллиардов. “То есть сэкономили”, - сообщил аким этого региона Архимед Мухамбетов. Еще одна экономия случилась в Карагандинской области - 138 миллионов тенге. “Работы были выполнены с экономией еще 42 миллионов тенге по инфраструктурным проектам. По остальным объемам финансирования - по реализации проекта подведения инженерной инфраструктуры в районе ИЖС потребовалась дополнительная корректировка проектно-сметной документации. По итогам этой корректировки та сумма также, возможно, будет отнесена к экономии в связи с тем, что уже выполнены эти работы”, - сообщил аким области Нурмухамбет Абдибеков. Добавив, что “10 миллионов из-за погодных условий не удалось выполнить в полном объеме по сетям канализации и электроснабжения”. Получается, что вся эта экономия - результат изначально неверных расчетов. Потому-то премьер-министр и сделал выговор, заявив, что причина неосвоения - качество планирования. Впрочем, есть еще одна причина - акимы слишком поздно запрашивают и получают деньги. Но это скорее ошибка самих администраторов. Уже много лет правительство призывает акиматы и самих себя (министерства ведь тоже являются администраторами программ) не откладывать на второе полугодие начало крупных проектов и, соответственно, запрос финансирования по ним. И каждый год составляет “график запросов”, в соответствии с которым деньги и выделяются. Как акимат запланировал, так ему Астана деньги и выделила. А значит, кивать на “поздно дали” - всего лишь попытка отвести от себя гнев начальства. Равно как и попытки обвинить в неосвоении отмену конкурсов финансовым контролем. Если конкурсы были отменены, значит, они прошли с нарушениями законов. А это вина исключительно организаторов. То есть в данном случае того же акимата.
“У каждого региона есть обоснования, объяснения. Но, как слышим, они никого не удовлетворяют. Или контроля нет, или желания. Здесь надо решать”, - заявил Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства по итогам реализации “Нурлы жол” в 2016 году. Добавив: “Исходя из двух отчетов акимов я понимаю, что виноват: меня уже об этом информировали, мне докладывали, что вы сейчас об этом говорите, так я это понимаю. Ну тогда не просите деньги, если не можете осваивать. И не надо будет ко мне ходить заранее, предварительно меня уведомлять о том, что деньги не осваиваете!” Премьер вновь поднял вопрос о том, чтобы перестать выдавать деньги акимам в конце года. Даже по их запросам: “Может, какую-то практику взять, если в конце года регионы просят большие деньги, то лучше не выделять. Зачем выделять миллиард тенге в конце года, когда заранее знаем, что тендер не пройдет, туда включатся еще наши проверяющие органы - финконтроль, еще кто-то. Зачем? Лучше пусть будут в резерве на следующий год”. Тем более что акимы любят отставание по строительству инженерных коммуникаций связывать с корректировкой технического обоснования, финансово-экономическим обоснованием, ПСД и несвоевременным проведением мероприятий. “Как можно, Бахыт Турлыханович, деньги выделять на такие проекты? Деньги получают, а потом начинают все подряд корректировать. Вы же получили замечание от главы государства. Жестко действуйте!” - обратился премьер к министру финансов. Жестко действовать, впрочем, нужно не только невыделением денег. Но и, получается, перепроверкой их планирования. А это будет означать очередной рост затрат на проверяющих. Быть может, настала пора действительно поменять всю систему планирования? Чтобы в будущем избежать подобных игр в цифры... И не получать выговоры за “экономию”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |