ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ДЕНЬГИ ЕСТЬ, А ВРЕМЕНИ - НЕТ Горячие новости / События

Мадина Меирманова
Как найти баланс между экономией государственных денег и их полным освоением? Ежегодно в стране неистраченными остаются миллиарды тенге, запланированные “на нужды”. Часть из них неосваивается “по объективным” причинам, часть - из-за экономии при закупках. Но выговор получают все

 

Начиная с весны правительство ведет расчеты бюджета страны на следующий год. Определяет макроэкономические прогнозы, рассчитывает лимиты расходов администраторов бюджетных программ. Исходя из этих лимитов администраторы, то есть госорганы и акиматы, планируют свои затраты на год.
Лимиты эти - штука интересная. Планируются они исходя из прогнозов двух предыдущих лет (бюджет же в стране трехлетний) с учетом прошлогодних расходов (если вдруг лишние деньги обнаруживались) и необходимых трат на различные государственные программы и проекты. То есть, в принципе, цифра приблизительная. Но именно под нее подводят свои бюджетные заявки все администраторы.
А вот потом начинается самое интересное. В течение бюджетного года они, исполнители бюджета, должны обязательно потратить все деньги. Иначе на следующий год лимит им будет срезан. А кто не хочет денег? Стоит учитывать еще и перманентные уточнения бюджета, когда деньги срезаются с одних проектов и дополнительно выделяются на другие: одним, чтобы завершить работу, другим - чтобы начать.
Но как бы ни уточняли бюджет в течение года, деньги все равно остаются лишними. Даже на весьма нужные и актуальные государственные проекты. Как, например, получается с программой “Нурлы жол”, где по итогам прошлого года неосвоенными остались два миллиарда тенге.
Программа инфраструктурного развития “Нурлы жол” (2015 - 2019) предполагает охват целого ряда направлений: от современной транспортной, индустриальной, энергетической, туристкой инфраструктуры до модернизации ЖКХ и сферы образования. В общем, охватывает практически сферы жизнедеятельности и развития страны. Обещанная стоимость реализации программы запланирована на уровне десяти миллиардов долларов до 2019 года (или 7,751 триллиона тенге по курсу 2015 года). Из которых более 3 триллионов - из республиканского и местного бюджетов и Национального фонда.
Вот такой лимит. Остается добавить к этому текущие расходы и поделить деньги между всеми желающими согласно их заявкам.
Но, как оказалось, поделенные деньги порой оказываются слишком большими. Например, в Костанайской области изначально просили 11 миллиардов тенге на ТЭО индустриальной зоны, а в течение бюджетного года сумму сократили до 5 миллиардов. “То есть сэкономили”, - сообщил аким этого региона Архимед Мухамбетов.
Еще одна экономия случилась в Карагандинской области - 138 миллионов тенге. “Работы были выполнены с экономией еще 42 миллионов тенге по инфраструктурным проектам. По остальным объемам финансирования - по реализации проекта подведения инженерной инфраструктуры в районе ИЖС потребовалась дополнительная корректировка проектно-сметной документации. По итогам этой корректировки та сумма также, возможно, будет отнесена к экономии в связи с тем, что уже выполнены эти работы”, - сообщил аким области Нурмухамбет Абдибеков. Добавив, что “10 миллионов из-за погодных условий не удалось выполнить в полном объеме по сетям канализации и электроснабжения”.
Получается, что вся эта экономия - результат изначально неверных расчетов. Потому-то премьер-министр и сделал выговор, заявив, что причина неосвоения - качество планирования.
Впрочем, есть еще одна причина - акимы слишком поздно запрашивают и получают деньги. Но это скорее ошибка самих администраторов. Уже много лет правительство призывает акиматы и самих себя (министерства ведь тоже являются администраторами программ) не откладывать на второе полугодие начало крупных проектов и, соответственно, запрос финансирования по ним. И каждый год составляет “график запросов”, в соответствии с которым деньги и выделяются. Как акимат запланировал, так ему Астана деньги и выделила. А значит, кивать на “поздно дали” - всего лишь попытка отвести от себя гнев начальства.
Равно как и попытки обвинить в неосвоении отмену конкурсов финансовым контролем. Если конкурсы были отменены, значит, они прошли с нарушениями законов. А это вина исключительно организаторов. То есть в данном случае того же акимата.

 

 

“У каждого региона есть обоснования, объяснения. Но, как слышим, они никого не удовлетворяют. Или контроля нет, или желания. Здесь надо решать”, - заявил Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства по итогам реализации “Нурлы жол” в 2016 году. Добавив: “Исходя из двух отчетов акимов я понимаю, что виноват: меня уже об этом информировали, мне докладывали, что вы сейчас об этом говорите, так я это понимаю. Ну тогда не просите деньги, если не можете осваивать. И не надо будет ко мне ходить заранее, предварительно меня уведомлять о том, что деньги не осваиваете!”
Премьер вновь поднял вопрос о том, чтобы перестать выдавать деньги акимам в конце года. Даже по их запросам: “Может, какую-то практику взять, если в конце года регионы просят большие деньги, то лучше не выделять. Зачем выделять миллиард тенге в конце года, когда заранее знаем, что тендер не пройдет, туда включатся еще наши проверяющие органы - финконтроль, еще кто-то. Зачем? Лучше пусть будут в резерве на следующий год”. Тем более что акимы любят отставание по строительству инженерных коммуникаций связывать с корректировкой технического обоснования, финансово-экономическим обоснованием, ПСД и несвоевременным проведением мероприятий. “Как можно, Бахыт Турлыханович, деньги выделять на такие проекты? Деньги получают, а потом начинают все подряд корректировать. Вы же получили замечание от главы государства. Жестко действуйте!” - обратился премьер к министру финансов.
Жестко действовать, впрочем, нужно не только невыделением денег. Но и, получается, перепроверкой их планирования. А это будет означать очередной рост затрат на проверяющих.
Быть может, настала пора действительно поменять всю систему планирования? Чтобы в будущем избежать подобных игр в цифры... И не получать выговоры за “экономию”.

 

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение