ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



НЕ ПУТАТЬ ЛИЧНУЮ ШЕРСТЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ Горячие новости / События

Мадина Меирманова

Не надо путать “свою шерсть с государственной”
В условиях модернизации экономики, особенно если она реализуется когда мировые рынки нестабильны, любому правительству необходимо тщательнее относиться к бюджетным расходам. И правительство Казахстана в последние годы пытается ужесточить меры контроля за целевым расходованием госсредств. Но, похоже, получается пока не самым лучшим образом

 

В конце прошлой недели президент провел расширенное заседание правительства, которое уже стало резонансным. Установок для обновления работы было дано немало. Критики же из уст Нурсултана Назарбаева прозвучало еще больше. И почти вся она касалась качества планирования и исполнения государственных программ. То есть финансовой дисциплины госорганов.
Так, например, индустриализация, как выразился глава государства, выглядит, мягко говоря, не столь эффектно в реальности, тогда как члены правительства “рисуют” ее довольно ярко и выразительно.
- Из ранее запущенных производств 72 проекта стоимостью 150 миллиардов тенге работают с незначительной загрузкой или вообще стоят, - констатировал президент.
То есть, по сути, половина всего, что в торжественной обстановке презентовали на протяжении нескольких лет и позиционировали как “драйвер роста несырьевой экономики”, - это как бы фикция, и на все это бесполезно потрачены деньги. И деньги эти государственные, выделенные из Национального фонда страны.
Вторая извечная проблема госфинансов - так называемое неосвоение средств. В прошлом году оказалось, что 110 миллиардов - это экономия за счет нераспределенного резерва правительства, а реально ненужными, точнее “неосвоенными”, оказались 36 миллиардов тенге. Традиционно причинами неосвоения называют отставание от графика работ, позднее заключение контрактов и многое другое.
Но из года в год причины затягивания своевременного освоения государственных денег не меняются.
- Есть термин “освоение”. В течение года они (администраторы. - “НП”) не берут средства, и в конце года, чтобы не говорили, что не освоили, они в ноябре-декабре начинают раскидывать эти суммы. Лишь бы освоить. Поэтому нужно посмотреть. Зачем надо нажимать “давай освоим до нуля”? - задался вопросом глава государства.
Ответ на вопрос “зачем?” простой: если администраторы не освоят суммы, то на следующий год им могут просто урезать финансирование. Не сразу, в процессе уточнения бюджета. Мол, не понадобились в прошлом году, значит, могут не понадобиться и в этом. Особенно если речь идет не о долгосрочных проектах (ведь бюджет страны рассчитывается на три года), а о проектах, рассчитанных исключительно на один год. А этого, разумеется, никто не хочет.

 

 

При этом Нурсултан Абишевич прекрасно осведомлен о том, как каждый администратор или каждое министерство во время рассмотрения бюджета “приходит, просит, доказывает: дайте туда, дайте сюда”.
- Значит, это все были необоснованные требования, и значит, изъять эти деньги надо и дать тем, кто осваивает. И все. Не надо заставлять осваивать. И на следующий год сократить этому ведомству. Им лишь бы набрать денег, а ты, - обратился президент к министру финансов, - всем раздаешь - и тому, и этому. Тебе поручен государственный карман, казна, ты защитник денег, которые экономят и предлагают мне, вот, господин президент, эти деньги мы собрали, отложили.
Правда, весьма сложно отказывать ведомствам, если те принесли расчеты, которые необходимы для реализации поручений президента.
Как, например, наверняка было в случае с Госпрограммой форсированной индустриализации. Вроде бы и деньги потрачены (многие с таким же опозданием освоения, но потрачены). Предприятия стоят. А толку от них нет. Цель “построить” достигнута, но цель “получить экономический эффект от таких предприятий” - пока нет. И кто делал расчеты: сколько от каждого такого построенного завода должно было поступать прибыли в ВВП страны?
Аналогичная ситуация и по дорогому медицинскому оборудованию, которым частенько оснащают региональные поликлиники-больницы. Об этом неоднократно говорили и парламентарии. Купить купили, деньги потратили, а оборудование простаивает, потому что на нем никто работать не умеет - специалистов нет.
И такие экономические расчеты должны делаться задолго до того, как администраторы бюджетных программ приходят в Минфин просить денег.
Потому-то, видимо, президент даже в своем Послании народу страны дал поручение не просто провести ревизию целесообразности программ развития, но и проверить эффективность использования средств министерствами и ведомствами.
“Необходимо начать с министерств труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования и науки, на которые приходится более 40 процентов республиканского бюджета. По итогам доложить мне”, - говорится в документе.
Чуть позже, на заседании правительства, глава государства добавил:
- Надо заставлять нарушителей возмещать ущерб, привлекать к ответственности. Каждый руководитель несет персональную ответственность. Это не праздный вопрос. Нам поручено руководить этим государством. Не надо использовать государственные средства, как будто это откуда-то пришедшие вражеские деньги. Наоборот, надо экономить их, вложить и создать что-то другое.
Кто нарушитель с “вражеским отношением к деньгам”, кого наказывать и как планировать, теперь будут решать на специальной комиссии для рассмотрения фактов преступного, халатного отношения к государственным средствам. Начнут, как и было поручено, с Минздрава и Минобразования.
Премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев, давая свои указания во исполнение поручений президента, вновь повторил: “Необходимо качественное и равномерное планирование и расходование бюджетных средств. Министерству финансов необходимо проявить жесткую позицию при утверждении планов финансирования госорганов и акиматов. По итогам первого полугодия при низком освоении - ставить вопрос о перераспределении бюджетных средств на другие цели. Мы не должны допускать неэффективного освоения ради освоения”.
Кстати, Бакытжан Абдирович забыл упомянуть, что именно премьер-министр является главой Республиканской бюджетной комиссии, где защита всех бюджетных заявок проходит финальную стадию.
Вместо этого он запретил канцелярии принимать письма от своих подчиненных - министров:
- Каждый министр как член правительства несет ответственность за развитие сфер экономики, которой он руководит. Поэтому у каждого из вас имеется достаточно полномочий самостоятельно принимать решения по возникающим проблемным вопросам и плодотворно взаимодействовать со своими коллегами - министрами. Даю поручение КПМ в дальнейшем не принимать к рассмотрению письма министерств, акиматов с вопросами, решение которых относится исключительно к их компетенции.
А заодно глава кабинета запретил “инициировать совещания на моем уровне и уровне моих заместителей по вопросам ваших компетенций... У нас теперь только два вице-премьера, некому больше вашими вопросами заниматься. Своих вопросов хватает. Так что сами решайте”.
Такой вот коллегиальный способ решения рабочих вопросов.
Собственно, в поручении премьер-министра касательно способов управления бюджетными деньгами вновь не сказано о качестве исполнения, исключительно о статистике его наполнения.
А значит, у нас, что, скорее всего, и произойдет, администраторы бюджетных программ, то есть государственные органы и ведомства всех уровней, уже к середине года продемонстрируют ударный труд по расходованию государственных финансов. А о том, с каким эффектом будут достигнуты эти цели (если будут достигнуты...) по “освоению” выделенных средств, опять, увы, никто не вспомнит.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение