|
Мадина Меирманова
Не надо путать “свою шерсть с государственной” В условиях модернизации экономики, особенно если она реализуется когда мировые рынки нестабильны, любому правительству необходимо тщательнее относиться к бюджетным расходам. И правительство Казахстана в последние годы пытается ужесточить меры контроля за целевым расходованием госсредств. Но, похоже, получается пока не самым лучшим образом
В конце прошлой недели президент провел расширенное заседание правительства, которое уже стало резонансным. Установок для обновления работы было дано немало. Критики же из уст Нурсултана Назарбаева прозвучало еще больше. И почти вся она касалась качества планирования и исполнения государственных программ. То есть финансовой дисциплины госорганов. Так, например, индустриализация, как выразился глава государства, выглядит, мягко говоря, не столь эффектно в реальности, тогда как члены правительства “рисуют” ее довольно ярко и выразительно. - Из ранее запущенных производств 72 проекта стоимостью 150 миллиардов тенге работают с незначительной загрузкой или вообще стоят, - констатировал президент. То есть, по сути, половина всего, что в торжественной обстановке презентовали на протяжении нескольких лет и позиционировали как “драйвер роста несырьевой экономики”, - это как бы фикция, и на все это бесполезно потрачены деньги. И деньги эти государственные, выделенные из Национального фонда страны. Вторая извечная проблема госфинансов - так называемое неосвоение средств. В прошлом году оказалось, что 110 миллиардов - это экономия за счет нераспределенного резерва правительства, а реально ненужными, точнее “неосвоенными”, оказались 36 миллиардов тенге. Традиционно причинами неосвоения называют отставание от графика работ, позднее заключение контрактов и многое другое. Но из года в год причины затягивания своевременного освоения государственных денег не меняются. - Есть термин “освоение”. В течение года они (администраторы. - “НП”) не берут средства, и в конце года, чтобы не говорили, что не освоили, они в ноябре-декабре начинают раскидывать эти суммы. Лишь бы освоить. Поэтому нужно посмотреть. Зачем надо нажимать “давай освоим до нуля”? - задался вопросом глава государства. Ответ на вопрос “зачем?” простой: если администраторы не освоят суммы, то на следующий год им могут просто урезать финансирование. Не сразу, в процессе уточнения бюджета. Мол, не понадобились в прошлом году, значит, могут не понадобиться и в этом. Особенно если речь идет не о долгосрочных проектах (ведь бюджет страны рассчитывается на три года), а о проектах, рассчитанных исключительно на один год. А этого, разумеется, никто не хочет.
При этом Нурсултан Абишевич прекрасно осведомлен о том, как каждый администратор или каждое министерство во время рассмотрения бюджета “приходит, просит, доказывает: дайте туда, дайте сюда”. - Значит, это все были необоснованные требования, и значит, изъять эти деньги надо и дать тем, кто осваивает. И все. Не надо заставлять осваивать. И на следующий год сократить этому ведомству. Им лишь бы набрать денег, а ты, - обратился президент к министру финансов, - всем раздаешь - и тому, и этому. Тебе поручен государственный карман, казна, ты защитник денег, которые экономят и предлагают мне, вот, господин президент, эти деньги мы собрали, отложили. Правда, весьма сложно отказывать ведомствам, если те принесли расчеты, которые необходимы для реализации поручений президента. Как, например, наверняка было в случае с Госпрограммой форсированной индустриализации. Вроде бы и деньги потрачены (многие с таким же опозданием освоения, но потрачены). Предприятия стоят. А толку от них нет. Цель “построить” достигнута, но цель “получить экономический эффект от таких предприятий” - пока нет. И кто делал расчеты: сколько от каждого такого построенного завода должно было поступать прибыли в ВВП страны? Аналогичная ситуация и по дорогому медицинскому оборудованию, которым частенько оснащают региональные поликлиники-больницы. Об этом неоднократно говорили и парламентарии. Купить купили, деньги потратили, а оборудование простаивает, потому что на нем никто работать не умеет - специалистов нет. И такие экономические расчеты должны делаться задолго до того, как администраторы бюджетных программ приходят в Минфин просить денег. Потому-то, видимо, президент даже в своем Послании народу страны дал поручение не просто провести ревизию целесообразности программ развития, но и проверить эффективность использования средств министерствами и ведомствами. “Необходимо начать с министерств труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования и науки, на которые приходится более 40 процентов республиканского бюджета. По итогам доложить мне”, - говорится в документе. Чуть позже, на заседании правительства, глава государства добавил: - Надо заставлять нарушителей возмещать ущерб, привлекать к ответственности. Каждый руководитель несет персональную ответственность. Это не праздный вопрос. Нам поручено руководить этим государством. Не надо использовать государственные средства, как будто это откуда-то пришедшие вражеские деньги. Наоборот, надо экономить их, вложить и создать что-то другое. Кто нарушитель с “вражеским отношением к деньгам”, кого наказывать и как планировать, теперь будут решать на специальной комиссии для рассмотрения фактов преступного, халатного отношения к государственным средствам. Начнут, как и было поручено, с Минздрава и Минобразования. Премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев, давая свои указания во исполнение поручений президента, вновь повторил: “Необходимо качественное и равномерное планирование и расходование бюджетных средств. Министерству финансов необходимо проявить жесткую позицию при утверждении планов финансирования госорганов и акиматов. По итогам первого полугодия при низком освоении - ставить вопрос о перераспределении бюджетных средств на другие цели. Мы не должны допускать неэффективного освоения ради освоения”. Кстати, Бакытжан Абдирович забыл упомянуть, что именно премьер-министр является главой Республиканской бюджетной комиссии, где защита всех бюджетных заявок проходит финальную стадию. Вместо этого он запретил канцелярии принимать письма от своих подчиненных - министров: - Каждый министр как член правительства несет ответственность за развитие сфер экономики, которой он руководит. Поэтому у каждого из вас имеется достаточно полномочий самостоятельно принимать решения по возникающим проблемным вопросам и плодотворно взаимодействовать со своими коллегами - министрами. Даю поручение КПМ в дальнейшем не принимать к рассмотрению письма министерств, акиматов с вопросами, решение которых относится исключительно к их компетенции. А заодно глава кабинета запретил “инициировать совещания на моем уровне и уровне моих заместителей по вопросам ваших компетенций... У нас теперь только два вице-премьера, некому больше вашими вопросами заниматься. Своих вопросов хватает. Так что сами решайте”. Такой вот коллегиальный способ решения рабочих вопросов. Собственно, в поручении премьер-министра касательно способов управления бюджетными деньгами вновь не сказано о качестве исполнения, исключительно о статистике его наполнения. А значит, у нас, что, скорее всего, и произойдет, администраторы бюджетных программ, то есть государственные органы и ведомства всех уровней, уже к середине года продемонстрируют ударный труд по расходованию государственных финансов. А о том, с каким эффектом будут достигнуты эти цели (если будут достигнуты...) по “освоению” выделенных средств, опять, увы, никто не вспомнит.
Астана |