|
Мадина Меирманова
Весенние возмущения перспективой продажи земли иностранцам ведут к глобальной трансформации земельного законодательства Казахстана. Таковы итоги переговоров власти и активной общественности на площадке комиссии по земельной реформе
Работа комиссии, в состав которой были включены как представители государственных органов, так и бизнесмены от сельского хозяйства, общественные деятели, парламентарии и представители НПО, длилась почти три с половиной месяца. Четыре рабочие группы - правовая, экономическая, по информации и разъяснению и по обеспечению прозрачности процедур - трудились не покладая рук, разъезжая по регионам страны. Обсуждали с гражданами два ключевых вопроса: совершенствование института аренды земель казахстанцами и мораторий на продажу земли иностранцам. И то и другое предполагало внесение изменений в действующий Земельный кодекс. 75 членов комиссии провели встречи с 67 тысячами казахстанцев и рассмотрели их 984 предложения. Все это вылилось в десять предложений, которые теперь должен рассмотреть глава государства.
Земля бывает разная, или Как под “сельхозшумок” вопросы ИЖС решали Интересно, что многие из предложений к землям сельхозназначения имеют лишь косвенное отношение. Дело в том, что под эгидой работы комиссии поднялся другой немаловажный для граждан вопрос: выделение земельных участков под ИЖС. По Конституции каждый гражданин Казахстана имеет право на получение бесплатных 10 соток земли под индивидуальное жилищное строительство. Но право это власти не хотят реализовывать без обязательного наличия на таких землях всех инфраструктурных благ: от дорог до коммуникаций. В некоторых городах и вовсе свободной земли под ИЖС просто нет: она находится либо в собственности (напомним, казахстанцам разрешалось ее приобретать), либо в аренде у фермеров. Именно поэтому срединным пятым пунктом выработанных предложений комиссия поставила вопрос ИЖС. “Принимая во внимание проблемные вопросы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предлагается предоставить акимам возможность выкупа предусмотренных для ИЖС земельных участков под государственные нужды, для чего отнести предоставление земель для ИЖС к государственным нуждам, - сообщил заместитель премьер-министра РК и министр сельского хозяйства РК Аскар Мырзахметов. - Причиной тому служит острая нехватка земель в областных центрах и крупных городах, обеспеченных инфраструктурой, не говоря о том, что количество стоящих в очереди граждан за получением 10 соток земли превысило миллион человек. Также необходимость усиления работы в данном направлении обусловлена тем, что основная масса звонков, поступивших в call-центры, и предложений на сайт jerturaly.kz касается земель под ИЖС”. Казалось бы - ура! Ан нет, радоваться рано. Поскольку изъятие земли под государственные нужды - это лишь часть проблемы. Мырзахметов в своем предложении четко сказал про земли, обеспеченные инфраструктурой. Так что после изъятия земли ее еще оснащать коммуникациями надо будет. А на это, как у нас часто говорят в разного уровня акиматах, денег нет. Взять, например, Астану. Много лет - земля есть, инфраструктуры нет. К слову, изымать для госнужд будут не только земли, предназначаемые под ИЖС. Предлагается к государственной надобности отнести нужды населения в пастбищных и сенокосных угодьях вокруг населенных пунктов. Интересно, что сегодня кодексом определены границы таких общественных пастбищ и угодий. Но члены комиссии решили уточнить этот вопрос и установить запрет на предоставление таких земель в землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан. Более того, предлагается более четко прописать площади подобных сенокосных и пастбищных угодий и, если частная собственность подпадет под новые границы, предусмотреть возможность ее принудительного изъятия.
Бунт заглушен. Вопросы не решены Что же касается собственно проблемных вопросов, из-за которых и были протесты, в предложениях о них почему-то умалчивается. О возможности запрета продажи земли иностранцам и передачи земли в аренду иностранным гражданам и юридическим лицам на срок до 25 лет не говорится ничего. Разве что мораторий на введение такой нормы продлевается еще на пять лет. То есть в перспективе эта норма все-таки может начать работать. Но, видимо, после длительной разъяснительной работы. Например, надо смотреть, являются ли казахстанские фермеры высокопродуктивными. Первый заместитель председателя партии “Нур Отан” Мухтар Кул-Мухаммед уже заявил, что “земле нужен рачительный хозяин”. Ведь одной из причин решения правительства о возможности “запуска” иностранцев на казахстанскую землю на длительный срок был низкий КПД в сельском хозяйстве. А точнее, отсутствие или недостаточное количество инвестиционных возможностей у фермеров для повышения продуктивности. К слову, одним из пунктов предложений стала идея Министерству сельского хозяйства организовать работу “по расширению действия моратория на нормы предоставления сельхозземель совместным предприятиям, имеющим в уставном капитале долю иностранного капитала”. То есть до вынесения окончательного решения по роли иностранцев в отечественном АПК было предложено вообще перестать выдавать импортным инвесторам казахстанские земли в аренду. Даже на короткий (как ранее - не более 10 лет) срок. Еще одна норма, которую можно считать “об иностранцах”, касается земель вдоль границы страны. Предлагается ужесточить требования к предоставлению сельхозземель в приграничных территориях, “с определением их радиуса от госграницы в зависимости от местных условий и особенностей региона”. (Намек на Китай в этом пункте виден невооруженным глазом. Впрочем, зачем этот пункт нужен, если мораторий хотят распространить на всю вообще аренду земли СП с иностранцами, становится непонятным. Разве что с заделом на будущее.) Единственное, что успешно пролоббировали отечественные аграрии, принимавшие участие в работе комиссии, это сохранение института аренды земли (на 49 лет) для казахстанских граждан. Впрочем, решено ужесточить процесс мониторинга за качеством использования земли: первые пять лет аренды ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые три года, на богарной - каждые пять лет. Много предложений также касается обеспечения прозрачности конкурсов по предоставлению сельхозземель и включении в состав конкурсной комиссии представителей общественных советов и объединений. К слову, срок аренды акиматам предложено определять “в зависимости от объема инвестиций в соответствии с бизнес-планом”. То есть теперь просто желающим пахать земли не видать. Если у них нет денег. Таким образом, судя по всему, отсеются все мелкие потенциальные фермеры: у них, как правило, средств на глобальное инвестирование в землю нет. Крупные бизнесмены могут этим воспользоваться и арендованную землю просто передать в субаренду (на условиях, например, собственных бизнес-планов). Конечно, с крупным и богатым бизнесом государству будет легче договариваться. Например, о том, что лучше выращивать (уже несколько лет правительство пытается переориентировать сельхозпроизводителей с зерновых культур на выращивание дефицитных овощей и фруктов. Но пока безуспешно). Другой вопрос, что при подобном подходе у нас просто перестанут существовать мелкие товаропроизводители. Теперь решение о дальнейшей судьбе казахстанского АПК должен принять президент. Именно ему на стол лягут предложения земельной комиссии. И произойти это может уже в самое ближайшее время: в конце недели ожидается расширенное заседание правительства с участием Назарбаева.
Астана |