|
Мадина Меирманова Наше правительство, как известно, вот уже много лет пытается снять экономику Казахстана с нефтяной иглы. А наши северные соседи в это же время пытаются заниматься импортозамещением, то есть хотят избавить свою экономику от другой, иноземной зависимости. То есть поддерживают собственных производителей. А это не исключает поставок их, соседской, продукции на наш рынок по весьма демпинговым ценам
Мы регулярно придумываем разные экономические программы, чтобы “раскачать” свое народное хозяйство, используя для этого внутренние резервы, стремясь развить несырьевой сектор и наладить хоть какое-то эффективное отечественное производство. В результате родился Антикризисный план, есть у нас и Дорожная карта бизнеса (план поддержки предпринимательства), весьма впечатляющая программа “Нурлы жол”. Вершиной же этого “программного” творчества считается Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР), которая аккумулирует в себе все вышеперечисленные стратегические направления и должна вывести нашу экономику в мировой клуб самых конкурентоспособных и эффективных. На программы и проекты тратится много денег и много сил. Плюсов от них, конечно, тоже много: создаются рабочие места, бизнес, малый и средний, тоже в какой-то степени привлекается, оказывается благотворное влияние на кредитную политику. Но если честно, то эффект от всего этого пока не очень впечатляет. А точнее - результаты от этих инициатив не то что низкие, они просто удручают. То есть степень зависимости нашей экономики от продажи сырьевых ресурсов не уменьшается. Нет, в прошлом году доля сырьевого сектора в объеме поступлений в консолидированный республиканский бюджет сократилась аж на 16 с лишним процентов. Но произошло это не потому, что несырьевой сектор начал развиваться хорошо, а потому что горнодобывающая отрасль “сжималась” на фоне низких цен. В сравнительных цифрах это выглядело так: доля поступлений сырьевого сектора в бюджет в 2014 году составляла 57,4 процента, а в 2015 году - уже 41,1 процента. Так почему же у нас за последний почти десяток лет ни одна программа так и не смогла сдвинуть вектор нашего экономического развития с заданного еще в 90-е годы прошлого века направления? Может, не умеем планировать? Или просто не можем объективно оценить свои силы, производственные возможности и просто человеческий потенциал? Скорее всего, все вместе - не можем смотреть экономической правде в глаза, не умеем, не достигли зрелости... можно продолжать, но, наверное, не очень надо. “Аккомпанируют” нашему неумению грамотного планирования еще и весьма умелые действия со стороны наших добрых соседей. Пока казахстанское правительство пытается создать что-то конкурентоспособное, они, имея то, чего у нас пока нет, то, что мы пытаемся создать (или воссоздать), играют на опережение и имеют возможность даже продавать свою продукцию у нас по весьма опасным, то есть демпинговым ценам. Как известно, демпинг - это вещь агрессивная. Термин этот означает продажу товаров и услуг по искусственно заниженным ценам, которые порой существенно ниже рыночных, а иногда даже ниже, чем сама себестоимость товара или услуги. Демпинг осуществляется с различными целями: проникнуть на чей-то рынок или укрепить на нем свои позиции, вытеснить конкурентов. Делается это государством и/или компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет такой вот фактической агрессии будет достигнуто желаемое положение на рынке. Один из наших примеров - наше сельское хозяйство. В Казахстане, как широко известно, есть огромные территории с различными климатическими зонами и качеством почвы. Производить, растить у нас можно практически все, за исключением разве что тропических и субтропических культур. Но не получается. Потому как невыгодно. Даже при наличии государственного субсидирования и льготного кредитования. Возьмем, к примеру, такой продукт, как сахар. При том что лет эдак 25 тому назад Казахстан не только им себя обеспечивал, но и поставлял его в другие республики СССР, сегодня мы даже собственных граждан накормить им не можем. Причина - нежелание наших производителей заниматься возделыванием сахарной свеклы. И с каждым годом это сказывается на производстве продукта и на его импорте все больше и больше. Еще в 2006 году две трети внутренних потребностей в сахаре по республике были обеспечены за счет собственного производства, однако уже к 2010 году этот показатель сократился до 10 процентов. По данным департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии, в 2014 году в Казахстане под посевы сахарной свеклы отводилось всего 1,2 тысячи гектаров, внутри страны производилось 5,2 тысячи тонн сахара. И сегодня за счет выращивания и переработки сахарной свеклы потребность республики обеспечивается лишь... на один процент. При этом производство сахарной свеклы в стране в последние годы сокращается, а импорт (как готового сахара, так и сырца для переработки), естественно, увеличивается. Основными поставщиками являются Польша, Литва, Дания, Азербайджан. Но в числе экспортирующих сахар в Казахстан были Бразилия (более половины всего сахарного импорта) и страны ЕАЭС. В мае нынешнего года в Казахстан только из России было завезено 121,1 тысячи тонн сахара на сумму 106,8 миллиона долларов. Даже Беларусь поставила нам три тысячи тонн на 2 миллиона долларов. И это при том, что Казахстан постоянно планирует увеличить посевы сахарной свеклы (в прошлом году заявлялось, что эти посевы вырастут на треть) и выделяет на эти цели 8,1 миллиарда тенге до 2020 года. Но вот в чем вопрос: при всех наших планах и субсидиях (из госбюджета на каждый гектар посеянной свеклы выделяются субсидии в пределах 88 тысяч тенге) цена отечественных производителей сахара явно проигрывает импортным. Та же Беларусь делает цены на сахар на 5-10 процентов ниже, чем это могут позволить себе местные производители. Аналогичная ситуация по импорту сахара из России и сырца из других стран. И сколько бы дисконта ни делали отечественные производители на свой товар, стоимость импортной продукции всегда будет ниже. Подобная “дешевизна” импортных товаров создана неспроста. Продавая свой дешевый товар, страна делает его популярным на импортных рынках. А чем популярнее ее товар, тем непопулярнее товар иных производителей, включая местных. По сути, таким образом страны (или компании) импортеры просто убирают со своего пути конкурентов. В случае с казахстанскими производителями сахара устранение конкурентов произошло весьма успешно. Физически. И аналогичная ситуация по массе других товаров, которые мы могли бы производить сами, но демпинг государств-импортеров нам этого просто не дает сделать. Ну или наши власти пока не додумались, как противостоять демпингу со стороны бизнес-партнеров. А товаров, которые могли бы производить в Казахстане, немало.
|
Из соседних стран в Казахстан идут потоки товаров, производить которые республика вполне могла бы и сама
|
В январе - мае в страну завезено товаров на 9247 миллионов долларов. Из них 36,8 процента приходится на машины, оборудование, транспортные средства, более 12 процентов - на продовольственные товары, 16,5 процента - продукты химической промышленности. Почти семь процентов приходится на стройматериалы, текстиль и текстильные изделия, кожевенное сырье и изделия из него. А это все то, что Казахстан вполне может производить внутри страны. Вопрос лишь в том, что правительство при разработке разного рода программ развития должно учитывать не только грандиозные перспективы стать самыми конкурентоспособными, но и насущные сегодняшние наши потребности, и, конечно же, действия других стран, которые напористо отстаивают интересы собственных производителей и умеют демпинговать на чужих рынках. Только грамотное планирование, с учетом всех рисков, позволит казахстанской экономике, наконец, отказаться от тотальной нефтяной зависимости и попытаться стать если не суперконкурентоспособной, то хоть самостоятельной. Тема нашей зависимости и от нефти, и от демпинга наших друзей-конкурентов весьма разнообразная, и разговор об этом мы обязательно продолжим.
Астана |