|
Алла Иванилова
Освоение целины
В прошлом номере мы писали о поправках в законопроект об особо охраняемых природных территориях, которые были одобрены мажилисменами. Изменения предполагали возможность лишить статуса неприкосновенности охраняемые государством земли
Казахстан обладает огромным туристским потенциалом. Леса, степи, пустыни, каньоны - все это собрано на огромной территории республики. Прибавить к этому “ковры” из тюльпанов в горах, изумрудные реки и озера, редких животных и растения, которые занесены в Красную книгу. Это далеко не весь список красот Казахстана, которые, к сожалению, не все могут лицезреть. Только лишь жители, живущие близ особо охраняемых территорий, и сотрудники заказников и нацпарков.
Вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев, презентуя поправки в законодательство об особо охраняемых природных территориях, констатировал, что привлечение инвестиций в туристскую отрасль сегодня затруднено, поскольку наиболее пригодные для этого участки входят в состав особо охраняемых территорий.
|
Турист всегда тропу найдет. И в национальном парке тоже |
Первый Закон “Об особо охраняемых природных территориях”, принятый в 1997 году, преследовал цель привлечь инвестиции из частного сектора для развития инфраструктуры туризма. Документ предусматривал льготные условия для желающих вкладывать деньги в туризм. Когда в 2000 году наметилось оживление этого сектора и госорганы буквально были завалены заявками на строительство в Боровом, Баянаульском, Иле-Алатауском национальных парках, власти решили жестко регулировать данный вопрос.
Новый закон, принятый в 2006 году, был призван навести порядок. Он был основан на ином принципе. Правительство ввело такое понятие, как Генеральный план развития инфраструктуры туризма. Именно на этом основывалась вся застройка природных территорий. Также не допускался перевод особо охраняемых территорий в категорию других земель и их изъятие для иных нужд. Прошло два года, и власти решили убрать эту норму. Предусмотрев для этого 6 исключительных случаев.
Экологи настороженно подходят к такому решению. Доктор биологических наук, академик Российской академии естественных наук, член Совета по устойчивому развитию при правительстве РК Андрей Корчевский считает, что “необходимо, чтобы на особо охраняемых природных территориях сохранялась стабильная экологическая ситуация” и “деятельность велась под четким и жестким контролем экологических органов”.
Академик ссылается на казахстанскую Концепцию устойчивого развития, в которой есть обязательства не только сохранить, но и приумножить площадь особо охраняемых территорий. Однако Андрей Корчевский констатирует: “Нельзя поставить вокруг особо охраняемых территорий железные заборы и ни при каких условиях не допускать, чтобы казахстанские граждане могли находиться там, видеть, чувствовать, получать удовольствие”.
Доктор биологических наук прав. Природа и создана, чтобы ею любоваться. В нашей стране много красивых мест и есть чем удивить местных и иностранных туристов. Однако не все особо охраняемые территории с рациональной точки зрения подходят для развития туризма.
Во многих зарубежных странах, где разрешено заниматься туризмом на таких территориях, развит познавательный и экотуризм. Так, в нацпарках США и Канады один из неотъемлемых элементов экологического туризма - демонстрация посетителям диких животных в естественных условиях. В этих странах все подчинено принципу сохранения биоразнообразия. Тропинки в лесах не протаптываются и не делаются из брусчатки, а выкладываются из бревен упавших деревьев.
Пока не ясно, как к государственному решению - разрешить развивать туризм на особо охраняемых территориях - относятся руководители заповедников и нацпарков. Так, российское законодательство не запрещает этого, но в то же время не ставит им эту деятельность в обязанность. Участие того или иного заповедника в экотуристической сфере полностью зависит от позиции и желания его администрации. В то же время в США развитие экотуризма - прямая обязанность национального парка.
Как показывает опыт нашего ближайшего соседа, России, туризм в охраняемых зонах отличается мелкомасштабностью. Счет идет на десятки, сотни, в лучшем случае - тысячи посетителей в год. Основную часть составляют посетители музеев природы на центральных усадьбах нескольких заповедников. Сами же посетители - в основном из местных школьников либо отдыхающих окрестных пансионатов. Классический, познавательный туризм, связанный с посещением конкретных маршрутов, развит крайне мало.
Развитие туризма в национальных парках требует создания эффективной инфраструктуры. В Северной Америке механизм лицензирования и сдачи в аренду земельных участков происходит на концессионной основе. Данный опыт себя оправдал: волки сыты, овцы целы.
Другой вопрос - кто будет следить за выполнением обязательств инвестора? Для осуществления управления и контроля за охраняемыми территориями необходимо создать специальную службу (по аналогии со службами национальных парков США, Канады или Южной Африки). Сегодня охраняемые участки курируют различные ведомства, что и создает проблемы в вопросе контроля.
Но как бы там ни было, власти обещают при развитии туризма бережно относиться к природе.
Астана |