|
Зухра Табаева
В память о войне На минувшей неделе в киноклубе “Аманат” состоялся показ полнометражного документального фильма “316-я стрелковая”, снятого кинорежиссером, сценаристом, поэтом, переводчиком Бахытом Каирбековым о подвиге героев-панфиловцев в Великой Отечественной войне
- Бахыт Гафурович, расскажите об истории создания фильма. - В 1994 году, работая на “Казахтелефильме”, я увидел кино об уцелевших панфиловцах. Ведь пятеро из 28 уцелели. Двоим из них официально “разрешили остаться в живых”, им можно было давать интервью, а остальные были осуждены и сосланы в Сибирь. Один из них - Иван Евстафьевич Добробабин, который попал в плен, потом на Украине стал полицаем и спас многих молодых людей от отправки в Германию. После прихода Красной армии он вошел в ее ряды и дошел до Берлина. Вернувшись в Алма-Ату, он увидел, что ему как Герою Советского Союза установлен бюст. Панфиловец пошел в военкомат, честно все рассказал, после чего его отправили в лагеря. А боец Кожабергенов после того, как его оглушило в бою, вообще был в плену всего два часа, потом его освободила советская конница. Он попал к особистам и был сослан в лагеря. В конце войны его направили на фронт в Японию, по дороге он загадочным образом исчез. Потом ему сочинили новую биографию, дали имя Аскар. Это следы советской мифологии, которая когда-то дала сбой. Тема меня очень заинтересовала, и я начал тщательно ее изучать. В свое время Рахимжан Кошкарбаев пришел к нам домой. Мой отец тогда работал заместителем главного редактора литературного журнала “Жулдуз”. Кошкарбаев дал ему папку документов, свидетельствовавших о том, что его взвод первым ворвался в Рейхстаг и первым вывесил флаг. Об этом было официально сообщено в газетах 1945 года, но со временем данная информация стала намеренно умалчиваться. Кошкарбаев хотел, чтобы это опубликовали, отец обратился в ЦК, но ему запретили. Одного человека из этого взвода вызвали в военкомат и сказали: “Не смейте об этом говорить, не рассказывайте даже своим детям”. После этого фронтовик повесился. Подобные трагические страницы коснулись и панфиловцев, говорили, что их подвиг - это ложь. Но подвиг был! Да, где-то что-то преувеличено. Было не 50 танков, а 17, но от этого он не становится менее величественным и мужественным. Я изучал много материалов о панфиловцах, письма гвардейцев с фронта, был знаком с Валентиной Ивановной, дочерью генерала Ивана Васильевича Панфилова. Приступив к работе над фильмом, я ко всему относился очень трепетно. Думаю, что пафос, с которым рассказал о подвиге наших земляков журналист Александр Кривицкий, сыграл в начале войны огромную патриотическую роль, вдохновил многих бойцов.
- Как долго создавалась картина? Вы сняли десятки документальных картин, обращались ли раньше к военной тематике? - Нет, больше не обращался. Года полтора мы работали над фильмом. К сожалению, в него не вошло то, о чем я сейчас упомянул, ведь он снимался по заказу пресс-службы президента, показывался на российском телевидении. В картине представлены уникальные документы из архивов Москвы, Алма-Аты, Волоколамска, фотографии и видеоматериалы советской, немецкой хроники, отрывки из писем Василия Клочкова и других бойцов. Зрители видят на экране панфиловцев, легендарного генерала, Бауыржана Момышулы (в годы войны и после нее, его трогательную встречу с матерью), Георгия Жукова, Константина Рокосовского, места сражений, музеи, Алма-Ату 1941 года, эпизоды из фильма “За нами Москва”, в котором образ генерала Панфилова создал Всеволод Санаев. Лента была снята к 60-летию Победы и получила Гран-при на Третьем международном кинофестивале “Победили вместе” в номинации “Боевое братство” (Севастополь, 2007), хотя тогда случились разногласия в жюри. - Что вы можете сообщить о новинках в своем творчестве? - К 550-летию Казахского ханства я начал снимать 10-серийный документальный фильм “Под вечным оком неба”. Это было еще до того, как я стал президентом АО “Казахфильм”, к этой киностудии он отношения не имеет. В его создании принимали участие историки России, Америки. Это будет широкое полотно, в котором последовательно с древнейших времен по сегодняшний день, до современной Астаны, прослеживаются наши история, философия, традиции, этнография, научные факты, тенгрианство. Мы расскажем и о том, как в разные времена в Степи относились к правителям. В художественной реконструкции событий принимали участие местные жители областей, в которых проходили съемки, так как приглашать актеров бюджет не позволял. Вскоре фильм будет представлен на телевидении. Бахыт Каирбеков - призер кинофестивалей и телефорумов, он известен по фильмам “Полнолуние”, “Сундет”, “Кызыл трактор”, “Излучение любви”, “Архитектура мечты”, “Поговорим о главном”, “Аксиома крыла”, “В потоке Истории”, “Эпицентр мира” (“Проводы “Сатаны”), “В сердце Евразии”, циклу “9-я территория мира” и другим.
Досье “НП” Бахыт Гафурович Каирбеков родился 23 февраля 1953 года. Окончил Литинститут (1975), аспирантуру Казахского педагогического института им. Абая, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1989). Работал художественным руководителем мастерской режиссеров документального кино в Институте театра и кино имени Т. Жургенова (1997-1998), ведущим специалистом телерадиокомплекса президента Казахстана (1999-2001), художественным руководителем телекомпании “Гала-ТВ” (2002), главным режиссером телерадиокомплекса президента Казахстана (2002-2003). Известен как автор-режиссер, поставивший 25 документальных фильмов. Выпустил книги стихов. Переводит на русский язык произведения поэтов и прозаиков Казахстана. Член Союза кинематографистов Казахстана, действительный член Евразийской академии телевидения и радио. Удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахстана, отмечен дипломами и призами 1-го Международного телефорума “Содружество стран СНГ” в Москве, Открытого форума российского телевидения “Лазурная звезда” в Сочи, 5-го Евразийского телефорума в Москве. |