|
Ольга Шишанова
Философский камень для Сержана В столичной галерее “Хас Санат” открылась персональная выставка ювелирного искусства казахстанского зергера Сержана Баширова, представляющая особую грань творчества этого удивительного мастера. Основную часть экспозиции составили декоративные панно и инсталляции, при изготовлении которых автор использовал свои любимые материалы - серебро, полудрагоценные камни, дерево, кость, кожу и металл
Творчество этого мастера известно широкому кругу профессионалов и любителей ювелирного искусства. Сержан Баширов - постоянный участник казахстанских и зарубежных выставок. Он достойно представлял искусство Казахстана на самых крупных международных площадках от Америки до Китая - это семинары, биеннале современного декоративно-прикладного искусства, ярмарки.
В его нынешних работах ярко отражается авторское мышление, особенное, смелое, открытое эксперименту, совмещающее разные подходы - скульптора, ювелира, художника-монументалиста. А еще Сержан любит работать сериями. Так, например, на вернисаже представлена обширная серия декоративных панно “Казахский текстиль”. Как пришла автору интересная идея представить большое разнообразие традиционных форм казахского текстиля - сырмаков, текеметов, коржынов, тускиизов - в ювелирных материалах и техниках - загадка. Но каждое панно не только и не просто сувенир, а одновременно рукотворное, единичное изделие и произведение искусства, а главное, оно заставляет по-иному понять и прочувствовать вечно живое наследие народных мастеров. Баширов годами продолжает работать над сериями, что подтверждают его панно-инсталляции “Керулен”, упомянутый “Казахский текстиль”, серии, посвященные знакам отличий - “Пайцза” и “Уркер”, серия “Воин”. Все произведения и даже сами серии имеют номера, но ни одна работа в точности не повторяет другую. Всякий раз автор ставит новые задачи, находит новые решения, воплощает иные идеи.
Особое значение в творчестве Баширова имеет орнамент. Это очевидно не только в упомянутых сериях. У мастера каждая работа, панно, инсталляция, украшение несет влияние композиционных принципов, пластических и ритмических особенностей национальной орнаментальной системы. Есть излюбленные автором мотивы - спираль и крест, древнейшие знаки солнца и огня, пришедшие еще со времен зороастризма. Они возникают в произведениях Баширова снова и снова. Опыт скульптора чувствуется в решениях пространственных инсталляций, особой пластичной выразительности чередования форм, сочетания фактур. Баширов всегда стремится сохранить максимум от натуральных, “исходных” свойств материалов, поэтому так ощутима почти в шаманской выразительности энергия первоэлементов - звучит фактура дерева, звенит блеск металлических фрагментов. Художник умеет “разбудить” их особую, природную силу - переливаются цветные вставки камня, кости. Интересом к архаике, смыслам древней символики знака, нарочитой грубоватостью форм и техники, подчеркнутой избирательностью и деликатностью работы с цветом, использованием художественных традиций мастеров-зергеров и одновременно импровизацией, экспериментом отличается современный, узнаваемый авторский почерк мастера. Тем более Сержан давно понял, что украшение - это больше, чем побрякушка. Скорее это философия многих поколений. Например, почему скифы традиционно ассоциируются с золотом, а тюрки-кочевники предпочитают серебро? Оказывается, все просто. Оседлые народы предпочитают золото, с которым связано много мистических верований и которое ассоциируется с достатком. Но серебро более чистый благородный металл. Не зря народные поэты часто сравнивают его с материнским молоком. Кстати, американские индейцы тоже предпочитают носить его. Выбор этот не от бедности. Казахи в украшения могли вставлять не только полудрагоценные минералы, но и просто красивые камни, найденные буквально на дороге. Для степняка в их красоте не было большой разницы - в этом тоже была когда-то философия народа.
Однажды Сержан, по его словам, увидел браслет, в котором девяносто девять камней располагались на видимой части, а сотый был спрятан и играл роль оберега. Старики же рассказали, что украшениями, например, в форме птичьего клюва выданная замуж девушка подавала родным весть о том, что ей живется в новой семье хорошо. В знак благополучия семейной пары посылали и массивное кольцо, надевающееся на два пальца. Вообще у казахов много неповседневных, ритуальных украшений. Тех, что надевают по случаю, иногда лишь один раз в жизни, а потом просто хранятся в сундуке. Поэтому они могут быть очень тяжелыми, неудобными, как саукеле, которое, кажется, вообще невозможно носить. История этого головного убора уходит во времена саков, когда для девушки замужество означало в переносном смысле смерть. Поэтому головной убор копировал погребальный. А перстни изначально были мужским атрибутом. Воин закрывал ими свои руки и словно запечатывал удачу и силу. Это потом уже женщины отобрали у мужчин кольца. “Я творю по вдохновению, скорее на интуитивном уровне, - говорит мастер, - вдохновение приходит по-разному: во время поездок на родину или просто в бескрайние степи, а бывает, получаю импульс от общения с аксакалами, не испорченными цивилизацией. Часто вдохновляюсь в зарубежных турах, когда происходит взаимообмен с художниками из других стран. Настоящее произведение рождается, когда художник работает для души и далек от коммерции. И тогда, возможно, из десяти моих работ хоть одна получается по-настоящему удачной и действительно хорошей”.
Астана |