|
Алан Байтенов Осталось недолго - до 2025 года семь тысяч километров наших дорог превратятся в качественные и высокоскоростные магистрали. Правда, за это придется заплатить дважды. Один раз, чтобы построить, а второй - чтобы прокатиться. Об этом решении рассказал Женис Касымбек, вице-министр по инвестициям и развитию РК. И добавил, что около 70 процентов запланированного объема реконструкции сдадут всего через четыре года, к 2020 году. Напомним, что наше законодательство не подразумевает альтернативного бесплатного пути, что идет параллельно с платной дорогой. Поэтому отдавать деньги придется в любом случае, ведь добираться все равно как-то надо. Вообще, сегодня государство демонстрирует завидную изобретательность в деле сбора дополнительных средств с населения. Здесь платные дороги, налоги на роскошь, утилизационные и экологические сборы. Еще готовят к вводу обязательное медицинское страхование, дополнительные сборы на трансграничную интернет-торговлю и поговаривают о налогах на домашних животных и бездетность...
Но что будет, если чиновники переусердствуют? Тогда сложнейшая и объемная работа по выводу денег на белый свет окажется пустой тратой времени. И реакция общества будет естественной - обложили кругом, будем возвращаться в тень. Как это было в середине и конце 90-х прошлого столетия. Но обо всем по порядку. Учитывая нестандартную для нас экономическую обстановку, чиновники вынуждены искать все новые способы добычи средств. И если с главным ресурсом беда, то вся нагрузка ложится на второй источник дохода государства - народ. Начнем, пожалуй, с платных дорог. Первым нашим платным автобаном стал Щучинск - Боровое. Когда чиновники подбивали баланс за 2015 год, они с нескрываемой гордостью заявили - эта дорога вышла на самоокупаемость. Мол, за год магистраль принесла больше миллиарда тенге. А вот о том, что проект задумывался как концессионный, никто не сказал. Как и о том, что его таковым реализовать не получилось. Поэтому пришлось взять около 114 миллиардов тенге из бюджета. Теперь-то мы понимаем, почему ни один бизнесмен не решился вкладывать свои средства - при таком раскладе “отбить” вложенное получится спустя целый век. Но это не главное. На строительство запустили бюджетные деньги налогоплательщиков. И их же теперь заставляют эти деньги возвращать. Как такое может быть? Очень просто - плати за каждый километр пути. Все это похоже на следующую ситуацию. Представьте себе город, в котором есть парк. Разбит он был на бюджетные средства. И тут же на входе устанавливают шлагбаум, начинают собирать деньги за возможность отдохнуть от городской суеты, пройтись по тихим аллеям и посидеть в тени деревьев. Как-то не совсем верно получается - двойная дань. Но что делать, считают чиновники, время изменилось. И парк, а в нашем случае дорога, проявляет себя как неплохой инструмент добывания денег.
Продумывая все новые статьи дохода в бюджет, чиновники, и это происходит особенно в последнее время, проявляют завидную изобретательность. Это из свежего - налоговики придумали новый способ пополнить дефицит. Теперь фискалы лично отслеживают историю каждого автомобилиста. Дело в том, что некоторые наши предприимчивые граждане придумали занижать объем двигателя своего автомобиля. К примеру, у тебя пятилитровый монстр. А по документам - всего лишь “двушка”. Разница существенная - или примерно 255 тысяч тенге налога на транспорт, или около 10 тысяч. Так вот, спецы под видом покупателей выспрашивают номер кузова у владельцев подозрительных авто. Далее сравнивают объем двигателя, который был установлен на заводе, с тем, который проходит по техпаспорту. И далее смотрят историю оплаты налогов. Если идут расхождения, автолюбителю выставляют счет недоимки. Очень своевременно и остроумно. И главное - полезно. Одну только деталь забыли - машина все же оформлена. То есть прошла государственную регистрацию по всем правилам. И значит, кто-то из сотрудников УДП допустил такое нарушение закона. А вот случайно это было сделано или нет, должна разбираться прокуратура. Которая, насколько нам известно, пока не в курсе ноу-хау налоговых органов. Впрочем, и в этом случае неизвестно - случайно не знают или намеренно не хотят подставлять своих коллег. Тем самым скидывая всю вину только на предприимчивых автолюбителей. Еще пара способов экстренно пополнить бюджет - ввод утилизационного и экологического сбора. Это два разных оброка. И первый, и второй оплачиваются при первичной постановке машины на учет. В среднем за обычную легковушку возрастом от года до трех и с объемом двигателя до трех литров сегодня придется отдать около 1000 МРП (1 МРП - 2121 тенге). Таким вот образом государство решило бороться со снижением таможенных ставок - одним из главных условий вступления в ВТО. Все мы помним, как относительно недавно ввели так называемый налог на роскошь. Это повышенные ставки по транспортному налогу и налогу на недвижимость. Не будем вспоминать еще раз в подробностях, тем более что казахстанцы уже почувствовали на себе действие увеличенных сборов. А лучше продолжим тему и расскажем о более свежих инициативах. Далее - обязательное медицинское страхование. Сейчас идет обсуждение относительно ввода такого порядка. Сначала сбор будет оплачивать работодатель - до пяти процентов с дохода сотрудника. А с 2019 года к этому делу присоединятся и сами сотрудники - с них будут брать до двух процентов на лечение. То, что это новый налог, не вызывает сомнения - за уклонение предполагаются штрафы. Но и это еще не все. Также не раз обсуждали возможность ввести налог на бездетность. Мол, мы имеем роскошь жить в свое удовольствие и, не плодя себе подобных, подрываем экономику родного государства - не поставляем будущих налогоплательщиков. Ну и, конечно же, возможное введение налога на трансграничную интернет-торговлю. Когда, покупая на онлайн-площадке, ты должен будешь отдавать государству деньги за любой товар, что стоит более 22 евро. Сегодня, к слову, порог беспошлинной интернет-торговли составляет 1000 евро. Какие еще нас ждут варианты, пока даже представить сложно. Вроде бы все уже продумано и охвачено. Впрочем, есть предложение. Например, ввести налог на преждевременный уход из жизни. Приравнять это к оставлению рабочего места в рабочее время. Мол, не доработал - подвел государство. Значит, недоплатил, не донес, не поддержал. Очень удобно - этот долг перекинется на потомков, которые пока еще в силе и способны потянуть несколько увеличенную нагрузку. А обосновать это все заботой о здоровье населения - если ты не следишь за своим здоровьем, за ним будут следить твои родные и всячески влиять на тебя: кому хочется платить государству после твоего преждевременного ухода? Или, к примеру, ввести налог на домашних животных. Вроде бы как тоже своего рода роскошь. Впрочем, говорят, чиновники как раз эту возможность активно и серьезно обсуждают. Пока, правда, не могут придумать механизм сбора. Но если верить, то все обязательно получится. Немного грустно от всего этого. В первую очередь от того, что в мире как-то резко изменилась ситуация и мы, оказывается, не совсем были готовы к этому. Поэтому вся нагрузка начинает равномерно ложиться на наши плечи. Чем все это грозит? В первую очередь, испорченным настроением. Ведь правда, каждый налог вызывает протест и даже злобу. Надо ли это государству? Видимо, иного выхода нет, и ситуация на самом деле не самая хорошая. Это когда не может помочь ни один стабилизационный фонд. Которые вроде как сколачивались более двадцати пяти лет, но оказались подсушены примерно за год. Да и вообще, все это выглядит как отчаяние одной из последних степеней. А еще с таким вот подходом мы можем вспомнить, как обстояли дела всего каких-то десять лет назад. Когда Казахстан жил и работал неофициально, по двум или даже по трем учетным книгам. И главное, что та колоссальная работа по выводу нас из тени, которая была проделана эти годы, может оказаться напрасной. Наступает ночь, просыпаются... “черные” бухгалтеры. |