ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ХЛОПОК И ПОРОХ: Горячие новости / Исследования

Мурат Уали
Великие битвы по освоению миллионов гектаров целинной земли на севере Казахстана и пустынных земель на юге не могли бесследно исчезнуть в истории. Об их лицевой стороне как достижениях развитого социализма с восторгом говорили в прошлом и говорят до сих пор на официальных юбилеях. Однако кроме лицевой стороны медали имелась и обратная

Обратная сторона
целины
Великая битва в степях Северного Казахстана началась весной 1954 года. С тех пор об освоении целины в Казахстане всегда говорили в восторженных тонах, как о единственно верной и мудрой политике партии и правительства, о великом свершении социалистической эпохи, о миллиардах пудов хлеба, засыпанных в закрома родины. К эпитетам Казахстана как кладовой всех элементов таблицы Менделеева, флагмана индустриализации, космической гавани добавлялся еще один - всесоюзная житница. Все эти реальные, а чаще преувеличенные достижения республики хорошо известны, широко освещались в печати, в кадрах кинохроники и зафиксированы в новейшей истории Казахстана. Повторяясь с трибун и в наше время на официальных юбилеях целины, они успели набить оскомину. Но так же, как за фасадом индустриализации и космических достижений скрывался другой Казахстан (о республике как о секретном царстве Военно-промышленного комплекса и “главной кузнице ракетно-ядерного меча” уже рассказывалось в предыдущих статьях), своя обратная сторона имелась и у вполне мирных проектов освоения целины на севере и выращивании хлопка на юге. Нужно сказать, что в СССР не было абсолютно мирных проектов. В каждом из них незримо присутствовала мохнатая лапа советского ВПК. Рассказ о хлопке еще впереди, а вот целина нередко служила прикрытием для строительства военных полигонов Тюратам и Сарышаган. И после окончания их строительства платформы с ракетами для полигонов камуфлировали в пассажирские вагоны и цепляли к эшелонам, отправляемым на целину. Не случайно советские экономисты говорили: “В СССР нет народного хозяйства. В СССР есть подсобное хозяйство при военной части”.

alt

Остатки Аральского моря

В самом начале целинной эпопеи у нее хватало противников. Если бы Хрущев прислушался к мнению антицелинников (Молотов, Маленков, Шаяхметов, ученые почвоведы), то советским целинникам не пришлось бы второй раз наступать на те же грабли, на которые уже наступили американцы после Первой мировой войны. В те годы цены на зерно в США выросли, и американцы приступили к широкому освоение своей целины Великих Равнин. За короткий срок в США было распахано 16 миллионов гектаров прерий, которые являются аналогом казахстанских степей. В результате такой быстрой и хищнической распашки было нарушено экологическое равновесие природы. В 1930-х годах над Великими Равнинами Северной Америки стали бушевать пыльные бури. Большая часть распаханной земли была развеяна ветром и на долгие годы стала непригодна для земледелия. Эпицентр бурь, расположенный в месте стыка штатов Канзас, Оклахома, Техас, Колорадо и Ньюмексико, получил название Durst bowl (Пыльный котел). Фермеры этих штатов были разорены и бежали на восток страны, пополнив армию безработных и став одной из причин Великой депрессии.
То же самое - один в один - произошло и в Казахстане в начале 1960-х годов. Такая же хищническая распашка 25 миллионов гектаров целинных земель Сарыарки не прошла даром. После первых успешных урожаев в миллиард пудов зерна началась эрозия потерявшей травяной покров земли. На целине начались пыльные бури. Огромные посевные площади были буквально сметены ветрами, характерными для Северного Казахстана. В короткий срок на девяти миллионах гектаров верхнюю часть плодородного гумуса почвы унесло ветром. В Павлодарской области, превратившейся в казахстанский “Пыльный котел”, урожаи резко упали до четырех и менее центнеров с гектара. В результате такого “освоения целины” по всей стране из магазинов исчезли белая мука, белый хлеб, печенье, пряники. За молоком и мясом выстроились очереди.
Хорошо помню, как в 1964 году в Алматы продавали белый хлеб по карточкам. Их стыдливо называли талонами. Ежедневно мать давала мне один талон, и я шел в хлебный магазин, где, отстояв в очереди, менял талон и 22 копейки на булку белого “кирпича”. Тогда меня как школьника экономические проблемы мало интересовали, а вот мать была настроена весьма скептически и к целине, и к Хрущеву. Отец же, как коммунист, регулярно проводил в семье партийно-воспитательную работу с “беспартийными массами”. Ввод талонов он объяснял необходимостью прекратить кормление хлебом скота. Мол, хлеба в Советском Союзе достаточно, надо лишь бороться с ошибками и злоупотреблениями при его распределении. К концу года, когда после снятия Хрущева в газетах и по телевизору заговорили о деградации целинных земель, о пыльных бурях на севере Казахстана, отец объяснил это ошибками райкомов и волюнтаризмом Хрущева.

alt

Хлеб - государству

Теперь-то я понимаю, что дело было не в ошибках отдельных личностей, а во встроенных пороках советской системы. Целина лишь отдалила сельскохозяйственный кризис, заложенный предыдущей авантюрой под названием “коллективизация”. Первое десятилетие освоения целины бесславно закончилось смещением со своего поста ее главного инициатора Никиты Хрущева, дефицитом зерна и покупкой его за границей. Как известно, Уинстон Черчилль, услышав о закупках зерна Советским Союзом, сказал: “Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха”. “Умереть от смеха” сэру Черчиллю не довелось. Нефть Самотлора и газ Уренгоя еще лет на двадцать пять продлили агонию советского строя.
Если лицевая сторона целины провозглашает на весь мир о том, что она якобы позволила накормить страну хлебом, то ее обратная сторона скромно умалчивает о том, как она привела Сарыарку к краху казахского кочевого скотоводства и дефициту мяса. Молодежи, едущей на целину, внушали романтику первопроходцев, что они едут “в пустыню, где никогда не ступала нога человека”, что они “первые, кто освоит огромные площади бесхозных земель”. Однако целинникам не говорили о том, что издревле равнины северной Сарыарки были не “бесхозными землями”, а летними жайляу для казахского Орта жуза, что малонаселенность присуща казахским степям. Наряду с сезонностью это одно из условий казахского экстенсивного кочевого скотоводства. А распашка степи оставила многие регионы без пастбищ и сенокосов.
Кроме прямых материальных потерь обострились социальные проблемы. Приезд в республику к началу 60-х годов около 1,5 миллиона человек со всех концов Советского Союза (преимущественно бывших заключенных, освобожденных из лагерей ГУЛАГа) изменил демографическую ситуацию. Доля казахского населения в целинных районах сократилась до 20 процентов. Руководство Казахстана тех лет - первый секретарь Пантелеймон Пономаренко и второй секретарь Леонид Брежнев, а затем их продолжатели - Яковлев и Журин, Беляев и Родионов меньше всего принимали в расчет интересы местного населения и действовали по прямым указаниям из Москвы. Стало нормой пренебрежительное отношение к традициям, обычаям, культурным памятникам казахов целинных регионов. Около 700 школ перевели на обучение с казахского языка на русский. Были закрыты некоторые областные и районные газеты на казахском языке. Сколько было распахано древних могил и курганов, никто не считал. Из пяти целинных областей - Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской создали Целинный край со столицей в Целинограде. Предполагалось сделать Целинный край отдельной республикой или передать в состав РСФСР, а Павлодар переименовать в Хрущевград. Лишь смещение Хрущева не позволило осуществить эти коварные замыслы.

alt

Пыльная буря в Канзасе в 1935 году


Хлопок, ракеты
и Аральское море
В то время как на севере Казахстана, в Сарыарке, шла битва за хлеб, на юге вдоль Сырдарьи продолжалась битва за хлопок и рис. Чимкентская область Казахстана и Сырдарьинская область Узбекистана начали осваивать земли Мырзащоля (Голодной степи) еще в 1930-е годы. Но с конца 1950-х годов Москва стала требовать все больше и больше хлопка. С каждым годом республикам спускались все более увеличенные планы сдачи стратегического товара государству. Поэтому район “боевых действий” постоянно расширялся, захватывая все новые и новые земли вдоль Амударьи. В результате коттонизации экономики большая часть сельского хозяйства Узбекистана и Туркменистана была переориентирована на производство монокультуры - хлопка. В Узбекистан даже передали четыре хлопкосеющих района Чимкентской области (Бостандыкский, Махтааральский, Джетысайский и Кировский). Лишь в 1972 году три из них вернули в Казахстан.
Хлопчатник требовал заботы, солнца и влаги. Солнца в Средней Азии достаточно, вода и дети казались совершенно бесплатным природным ресурсом. Воду брали из Амударьи и Сырдарьи, а для сбора урожая использовались школьники и студенты. Непрерывно растущие планы сбора хлопка, переходящие в нереальные, вынуждали местное руководство к припискам. При этом хлопок производился и перерабатывался на бумаге, но за него получали вполне реальные деньги - 600 рублей за тонну. Вместо хлопка в Москву отправлялись пустые вагоны, а местные власти и московские чиновники делили деньги fifty-fifty - по 10 тысяч рублей за пустой вагон. На пике производства хлопка, в конце 1970-х годов, его сборы достигали 7-8 миллионов тонн хлопка-сырца в год, а приписки - около миллиона тонн. Таким образом, за лицевой стороной хлопковой эпопеи, за трудовыми подвигами дехкан и награждениями местных руководителей скрывалась обратная сторона - приписки и взятки, ложь и обман, использование рабского детского труда и самое страшное - экологическая катастрофа.
Для чего нужен хлопок? Казалось бы, ответ очевиден - для производства х/б тканей и одежды. Кроме того, хлопковый линт использовался для производства ватников. Однако Советский Союз не был мировым экспортером ни хлопка, ни текстиля, ни ватников. Его собственные возможности по переработке хлопка-сырца в ткани и экспорт в соцстраны не превышали пяти миллионов тонн. Тогда возникают другие вопросы - зачем Советскому Союзу еще 2-3 миллиона тонн хлопка? Ради чего такие напряженные планы по увеличению его производства? Почему не прекращалась эксплуатация детского труда, запрещенного всеми международными конвенциями? Тут явно просматривается мохнатая лапа советского ВПК.

alt

Хлопок и порох

Конечно, не было особым секретом, что хлопок был стратегическим товаром для производства пороха. Напомним, что бездымный порох был изобретен еще в конце XIX века и произвел революцию в мире огнестрельного оружия. По сравнению с известным ранее черным порохом он имел много преимуществ. Главное - он был гораздо мощнее и не давал дыма, поэтому его и назвали бездымным. К началу XX века все развитые страны начали производить бездымный порох и использовать его в огнестрельном оружии. Сырьем для пороха служит хлопковая целлюлоза, из которой получают нитроцеллюлозу. Затем разными технологическими добавками к нитроцеллюлозе получают разные типы бездымного пороха (пироксилин, баллистит, кордит и др.). При этом лучшим сырьем для получения нитроцеллюлозы считается чистый хлопок ручной сборки (93-94 процента целлюлозы). Хлопок машинной сборки или древесная целлюлоза содержат значительное количество примесей, усложняющих подготовку и снижающих качество продукции. Так что экологическая катастрофа Аральского моря и пропитанная дефолиантами земля Узбекистана, Туркменистана и Казахстана - это не результат заботы о том, чтобы одеть советский народ. Огромная часть хлопчатника выращивалась для изготовления нитроцеллюлозного пороха, а использование ручного труда закладывалось заранее требованием максимальной чистоты исходного сырья. Но при чем здесь ракеты?
Разумеется, сначала порох был нужен для производства обычных патронов и снарядов. Но постепенно инженерная мысль пришла к идее использовать бездымный порох как топливо для реактивных снарядов. Еще в конце 1930-х годов в СССР была создана знаменитая установка залпового огня БМ-13, которая стала известна под легендарным именем “Катюша”. В ее реактивных снарядах в качестве топлива использовался специальный баллиститный порох. В послевоенные годы на начальном этапе развития большой ракетной техники жидкое топливо считалось гораздо эффективнее пороховых шашек, и это играло главную роль в выборе топлива для ракет большой дальности. Но как только советская разведка добыла сведения об американских межконтинентальных баллистических ракетах Minuteman и ракетах для подводных лодок Polaris на твердом топливе, советские генералы потребовали от конструкторов создания таких же ракет. Ракеты на твердом топливе были гораздо дешевле в производстве и проще в эксплуатации, чем жидкостные. В них не было насосов, трубопроводов, баков из нержавейки, не требовалась заправка, не происходили аварийные утечки и отравления токсичными парами. Они обладали высокой степенью боеготовности. Ракета приходила готовой с завода, только ставь боеголовку и поджигай.
Правда, межконтинентальных баллистических ракет на дешевом нитроцеллюлозном порохе в СССР создать не смогли. Наибольшее применение баллиститный порох нашел в ракетах малого радиуса действия: тактических, зенитных, противотанковых, авиационных, метеорологических. Продолжалась модернизация систем реактивного залпового огня “Град”, “Смерч”, “Огонь”. Кроме того, баллистит использовался в самолетных и ракетных ускорителях, в пороховых аккумуляторах давления (для минометного старта баллистических ракет). С начала 1970-х годов все пусковые шахты межконтинентальных баллистических ракет и шахты ракет на подводных лодках были оборудованы системой минометного старта. При поджоге порохового заряда такого аккумулятора давления образующиеся газы выталкивают ракету из шахты, как мину из миномета, и ее маршевый двигатель включается на безопасной высоте 15-20 метров.
Начало массового использования баллиститного пороха в ракетной технике, расширение посевов хлопчатника и начало обмеления Аральского моря вполне коррелируют друг с другом. Таким образом, ракетизация Вооруженных сил СССР и судьба Арала связаны вполне очевидной логической цепью:

 

Вот ракета, которая летит к цели.
А вот двигатель этой ракеты,
Который сжигает баллиститный порох,
Который включает в состав нитроцеллюлозу,
Которую получают из целлюлозы,
Которая была семенами хлопчатника,
Который рос на полях,
Которые орошали воды Амударьи и Сырдарьи,
Которые впадали в Аральское море,
Которое высохло от недостатка воды,
Которую забирали хлопкоробы,
Которые выращивали хлопок,
Который отправляли для производства нитроцеллюлозы,
Которая входит в состав баллиститного пороха,
Который сгорает в двигателе ракеты,
Которая летит к цели.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение