|
Айгуль Жилкишина Когда-то в советские годы наши власти призывали сблизить село и город, имея в виду улучшение качества сельской жизни. Времена прошли, и многое трансформировалось в нашем обществе. Как ни странно это звучит, но тот канувший в Лету лозунг стал в наши дни явью, хотя и с несколько неожиданным эффектом. С начала 90-х годов молодежь из аулов стремится в города не столько за образованием, как это было раньше, а для постоянного жительства. При этом большая часть из них несет в города свою субкультуру, привычки и образ мышления, тогда как сельская молодежь времен СССР пыталась приспособиться к условиям города, чтобы стать интеллигентами в первом поколении. Нынешний переизбыток сельской молодежи, не ориентирующейся в городской жизни, привносит некую нестабильность в наш жизненный уклад. Поэтому именно государство должно обеспечить грамотный переход из аула в город - и не такой хаотичный, каким мы его наблюдаем сейчас, а плановый
“Великое переселение” из степей в большие города в Казахстане началось на заре ХХ века, а массовой внутренняя миграция стала к началу 30-х годов. В те времена индустриализации в растущих городах требовалось все больше и больше рабочих рук. Впрочем, в годы существования СССР аграрное население все еще преобладало в нашей республике, но в лихие 90-е годы изменилось все. За годы независимости государство оказывало помощь тем, кто живет в деревнях, так как там все острее ощущается нехватка рабочих мест. В бюджет закладываются средства на такие целевые дотации, как льготное кредитование для крестьянских хозяйств или материальная помощь для обустройства молодых специалистов на селе. Но сельчане все равно стремятся уехать в город, несмотря ни на что. Сейчас устоявшаяся деревенская жизнь становится уделом тех, кто собирается оставаться там до конца жизни. А в последние годы в аулах налаживают жизнь современные фермеры, профессионально занимающиеся разведением скота или возделыванием сельскохозяйственных культур. Представители старшего поколения, прожившие всю жизнь в ауле, как и люди среднего возраста, в города не будут перебираться. У них уже определившийся десятилетиями жизненный уклад, в котором рабочий год длится несколько недель - посевная и уборочная. В некоторых семьях мужья работают в поле, а жены - в школах, немногочисленных поликлиниках или других местах, где есть небольшая, но стабильная зарплата. Те, кто подрабатывает перепродажей продуктов урожая либо мелким браконьерством, тоже не поедут в город начинать новую жизнь. Часть из них вольется в крупные хозяйства или самостоятельно организует агробизнес, а другая часть, менее удачливая, будет продолжать воровать кабель и разбирать новую технику у состоявшихся фермеров и продавать ее на металлолом. А молодежь, естественно, в город хочет. Кто-то едет на учебу, кого-то привлекают новые перспективы либо просто всякие соблазны городской жизни. Чтобы избежать криминализации парней из аула, государству необходимо иметь разработанную программу доступа ко всем этим легальным соблазнам. Новых жителей города нужно научить не воровать, не ломать, а созидать. Общество должно взять на себя ответственность и воспитывать их. Для них нужно строить общежития - только так можно приобщить молодых людей из аулов к городской жизни. То государство, которое не строит учебные заведения, будет строить тюрьмы. Приезжим молодым людям нужно предоставлять работу на неполный рабочий день, чтобы они могли заработать легально какую-то сумму свыше своей стипендии. Казалось бы, вопрос этот прост и очевиден. Но это не так, особенно для сельских ребят, которые приезжают в город и оказываются здесь никому не нужными. В лучшем случае их наймут таскать тележку, и то могут обмануть, либо не заплатив зарплату вообще, либо заплатив меньше оговоренной суммы. А если парня, который приехал в город со своими надеждами и чаяниями, обманут один раз, второй, пятый, то спустя какое-то время из него сформируется бандит. Аульский парень, проработавший месяц и не получивший от работодателя обещанных денег, скорее всего, больше ни на какую работу устраиваться не будет. Разве что отсидев срок в тюрьме.
Числом поболее, ценою подешевле Направляя потоки переселенцев из сел и аулов в города, государственные структуры должны руководить этим процессом. Причем не пуская все на самотек, а грамотно, квалифицированно, используя опыт других стран - для того, чтобы это своеобразное слияние города и аула стало менее болезненным как для аульчан, так и для горожан. Как проще всего помочь сельской молодежи адаптироваться к новым условиям жизни в городе? Для этого нужно максимальному количеству людей дать высшее образование. Как ни парадоксально это звучит, но именно количество в данном случае будет иметь большее значение, чем качество. Возможно, не получится дать всем приезжающим из аула очень хорошее высшее образование. Оно у нас и так не везде замечательное, отчасти и по той причине, что в наши вузы поступает изначально “некачественный материал”. Что, в свою очередь, обусловлено тем, что школьное образование у детей в небольших городах и аулах было слабым. Но в этой статье мы речь ведем о другом. Пусть никто из приезжающих из аулов парней и девушек не станет академиком, но если они проведут четыре года социальной адаптации в городе, то это послужит на пользу как им, так и самим жителям города. Посудите сами: у парня, который приехал в город с наставлениями о том, что на жизнь он должен сам себе заработать, выбор небольшой. Либо он пойдет подсобной рабочей силой на барахолку, либо пропишется на Сейфуллина, конечно, если раньше он не ввяжется в какую-нибудь криминальную историю. Однако имея право поступить на учебу в вуз, аульский парень в любом случае будет иметь возможность ночевать на кровати в общежитии. Он сможет питаться в столовой и даже иметь официальное право подрабатывать как студент дневного отделения вуза. В результате через четыре года мы получим сформировавшегося горожанина, пусть не с самым лучшим высшим образованием. Но зато он не станет озлобленным антисоциальным элементом, который берет кирпич, бьет девочку по голове, чтобы забрать у нее сотовый телефон и продать его. После вполне легитимной четырехлетней социализации из стен вуза выйдет человек, способный не только таскать тележку на базаре. Такой новый горожанин будет способен работать в магазине, на стройке, в офисе. Пусть даже не по специальности, обозначенной в дипломе, но все-таки работать. |