|
Айгуль Жилкишина Средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем у его предков. Это значит, что пожилой и старческий возраст превращается в достаточно продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Такие тенденции, как мы видим, увеличивают роль пожилых и старых людей в общественной, политической, культурной жизни общества. Геронтолог И. Давыдовский говорил, что опыт и мудрость всегда были функцией времени - они остаются привилегией взрослых и пожилых. Для геронтологии как науки не так важно “прибавить годы к жизни”, важнее “прибавить жизнь к годам”
|
Современные ученые наблюдают такой демографический феномен, как общее постарение населения. Сейчас доля групп людей старше 60-65 лет составляет свыше 20 процентов от общей численности населения во многих странах мира (шестая или восьмая часть всей мировой популяции). Процесс старения неоднороден, традиционно выделяют три его периода: пожилой возраст (до 74), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). При этом, как определяют А. Бергсон и К. Юнг, есть старики, живущие только прошлым (эмоциональные, депрессивные). Выделяют они также тех, кто живет в настоящем (импульсивные, ощущающие), и тех, кто видит свою жизнь в будущем (инициативные). Ориентируются на перспективу те пенсионеры, кто уверен в собственных силах и ощущает себя “хозяином своей судьбы”. Именно поэтому одним из достижений психотерапии старческого возраста считается смена жизненной ориентации - с прошлого на будущее. Огромную роль при этом имеет образование, так как развитый интеллект сохраняет умственные функции до глубокой старости, и род занятий. Как правило, пожилые люди сохраняют свои профессиональные навыки, выйдя на пенсию. При этом у людей, занятых интеллектуальным трудом, не изменяются запас слов и общая эрудиция. Например, пожилые бухгалтеры выполняют тесты на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. Интересно, что водители, моряки, летчики до старости сохраняют остроту зрения, интенсивность цветоощущения, ночное зрение, а также глубинный глазомер. Те же, кто по долгу службы имел дело не с дальним, а с ближним пространством (механики, чертежники, швеи), прогрессивно теряли зрение к старости. Это объясняется тем, что весь прежний опыт зрительно-моторной координации аккумулируется. Когда-то была весьма популярна теория программированного старения, согласно которой деградация и гибель стареющего организма были предопределены природой. Последние десятилетия ученые смежных дисциплин ее оспаривают, утверждая, что гена старения не существует. В начале XX века считалось, что в каждый период жизни организма доминирует определенная эндокринная железа: в молодости - тимус, при половом созревании - эпифиз, в зрелости - половые железы, в старости - кора надпочечников. Старение рассматривается как результат смены деятельности различных желез и определенного их соотношения. Причины смены доминирования теория не объясняет. Ученый М.М. Бахтин утверждает, что старость - один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни. Это связано с тем, что “последние вопросы бытия” встают перед человеком во весь рост и требуют разрешения неразрешимого - как совместить жизненный опыт стариков с их физической немощью. Однако теория и практика доказывают, что не все дедушки и бабушки считают, что невозможно активно воплотить в жизнь все понимаемое. Психологи говорят, что у умудренных опытом прародителей рождается такая новая осмысленность, какой нет в другие периоды жизни. Например, только повидавшие жизнь люди имеют мужество быть несовершенными. У них появляется ощущение того, что ошибки делать естественно, а также того, что совсем необязательно быть всегда и во всем “первым” и “правильным”, “лучшим” и “непогрешимым”. Старики больше верят, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а кроме того, им свойственно ощущать себя частью человечества. Вопреки общепринятым представлениям, именно у умудренных жизненным опытом людей рождается особый вид оптимизма - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни. И наконец, основной особенностью интеллекта людей на склоне лет является приобретение мудрости. Так называют свойства личности, когда ум сочетается с духовностью и благотворительностью. Неслучайно еще древние греки этот период жизни назвали “акме”, что означает вершина, высшая мера чего-то, момент расцвета человеческой мудрости.
Гормональные изменения Сегодня, когда все мы стали весьма образованными в вопросах психологии, мы пытаемся найти объяснение, почему многие бабушки социально еще очень активны, а дедушки, как правило, меньше. Разумеется, есть исключения как с одной, так и с другой стороны, но в целом - именно бабушки стоят на страже нравственности. Гормональный фон у мужчин и женщин разный как в расцвете сил, так и на склоне лет. Например, гипоталамус (часть мозга, отвечающая и за сексуальность) у мужчин в 1,3 раза крупнее, чем у женщин. Когда гормоны, в частности тестостерон, попадают в эту область мозга, то они стимулируют желание заниматься сексом. Если принять во внимание, что у мужчин в 20 раз больше тестостерона, чем у женщин, а гипоталамус больше по размеру, то понятно, почему сексуальное влечение у мужчин столь сильное. А женщины, как правило, имеют меньшее по силе сексуальное влечение, чем мужчины, и они не столь агрессивны. У взрослого мужчины тестостерон впрыскивается в кровь пятью или семью волнами в сутки, причем наивысшая волна идет при восходе солнца - приблизительно вдвое более высокая, чем любая другая. Однако по достижении пятидесяти-шестидесяти лет уровень тестостерона снижается, и мужчина становится менее агрессивным. Для старости характерны изменения не только в интеллектуальной и физической сферах, но и в эмоциональной сфере. Как правило, у пожилых людей появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства стариков появляется склонность к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя, снижению способности справляться с трудными ситуациями. Согласно гипотезе Гутманна, мужчины в старости становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам. Дело в том, что в интеллекте пожилых мужчин происходит смена доминанты, и с наступлением старости мужчины все больше ориентируются на семью. В то же время пожилые женщины становятся более агрессивными, прагматичными и властными. Вспомните, к примеру, пушкинскую “Сказку о рыбаке и рыбке”. В научной литературе также широко распространена точка зрения о заострении или огрубении в старости прошлых личностных черт. То есть в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. При этом старики становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительными. Старение приносит женщинам десексуальность и постменопаузу, при которых их принципиальность и твердость установок часто превращаются в непримиримость к взглядам окружающих, что порождает конфликты с окружающими. Эмоциональная несдержанность доходит до степени взрывной агрессивности, бывает и до полной утраты контроля над эмоциональными реакциями
Внуки - цветы жизни В статье “Бабушка: социальное явление глазами педиатра” специалист Е.О. Комаровский отмечает: “Бабушка в сравнении с дедушкой почти всегда более эмоциональна, менее управляема и, как это ни парадоксально, заметно более активна”. Опыт этого практикующего врача-педиатра показывает, что переговоры с врачом бабушки осуществляют в 20 раз чаще, чем дедушки. Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальный уход и воспитание. Психологическое исследование развития интеллекта у детей, проведенное в 80-х годах ХХ века, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих без опеки стариков. Это явление получило название “эффект бабушки”. Эксперты утверждают, что дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, у них лучше сформирован образ “собственного Я”. Такие дети лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего. Во-вторых, у детей из многопоколенных семей более четкие представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей. У них есть развитое “социальное Я”, то есть они лучше осознают свое место в обществе и среди друзей. Наконец, дети с бабушками показывают лучшие результаты в школе, особенно в младших классах. Общаясь с бабушкой и дедушкой, ребенок узнает о прошлом, получает более четкое представление о жизни предыдущих поколений. Таким образом, одна из основных ролей бабушек и дедушек - это передача семейных ценностей и установок. Именно старшее поколение передает внукам и правнукам духовные знания, религиозные представления и нравственный смысл. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то “мистическая связь”: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. И эти рассказы, ощущения, голос со всеми интонационными оттенками навсегда остаются в детском сознании. Выступая арбитрами, бабушки и дедушки пытаются решить конфликты между своими взрослыми детьми и внуками, считая, что имеют больше опыта и могут посмотреть на проблему со стороны. Многие бабушки и дедушки передают внукам семейное наследие и традиции, передавая духовные ценности, историю рода. Свое предназначение дедушки и бабушки уже выполнили - они воспитали своих детей и реализовали свои родительские инстинкты. Поэтому старшее поколение, как правило, помогает молодой семье реализовать свой родительский потенциал. При этом каждый выполняет свои социальные программы самостоятельно. В нашем быту бабушка и дедушка всегда занимали положение “старших родителей”. В большинстве семей они и сейчас пользуются уважением. К их мнению прислушиваются, так как, несмотря на физическую слабость, они являются хорошими помощниками.
“Мисс Марпл” из Жетысуского района Американская исследовательница П. Робертсон выделила четыре типа бабушек. “Гармоничные” - они сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков. “Далекие” - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков. “Символические” - они имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками. “Индивидуальные” - у них акцентированы личностные аспекты поведения. После такого подробного экскурса об особенностях возрастной психологии перехожу, собственно, к сути вопроса. Осознаем мы полностью это или нет, но счастье наше - в бабушках всей страны. Речь идет и о тех, кто прожил счастливо многие годы с мужьями, и о тех, кто получил похоронку в 41-м, но воспитывают уже третье поколение казахстанцев. С возрастом некоторые их желания потеряли былую силу, но кладовая их нравственности становится все больше. Наши бабушки накопили огромный жизненный опыт, а мы все еще не спешим воспользоваться им в масштабах общества, государства. При этом они готовы бескорыстно взять на себя ответственность и заботу не только о своих собственных внуках и правнуках, но и всех, кто нуждается в помощи. Начиная серию статьей о наших бабушках, о том, какую важную роль они могут сыграть в Казахстане, открою нашу “галерею бабушек” с одной радетельницы порядка, проживающей в нашем городе. Она позвонила к нам в редакцию в надежде привлечь внимание общества и властей к судьбе детей, живущих в неблагоустроенном дворе на улице Рыскулова, угол улицы Розовой. В этом дворе многоэтажного дома живут более 100 детей, чьи родители (в основном рабочих профессий) не смотрят за своими чадами. Предоставленные сами себе дети (до 15 лет), покупая в киоске пиво, курят (не только сигареты), а после занимаются половым “самообразованием”, причем на глазах детей от трех до девяти лет. Рядом находится помойка, где можно обнаружить трупы не только кошек и собак, но и людей (!!!). Наша сознательная дама почтенного возраста, 79 лет, бывший работник советской торговли и активистка профкома, неоднократно обращалась в акимат Жетысуского района с письмом от имени всех жильцов. В петиции указано 15 пунктов, из коих исполнен только один - провели освещение. Но спортивно-оздоровительной площадки для детей пока нет, никак не решается вопрос мусорных контейнеров с человеческими трупами. А продавцы киоска продолжают отпускать алкоголь детям, которые, по выражению почтенной апашки, “выпив пива, устраивают бордель”. Когда я ей изложила мысль о создании таких “батальонов бабулек”, она сказала: “Я волонтер, у меня просто душа болит за детей. Я все делаю ради этих несчастных детишек, которые не знают, что такое нормальное воспитание”. Вот вам, пожалуйста, наглядная иллюстрация к моральной мотивации таких активных бабушек. Совершая свои ежедневные прогулки, они проверяют, что делают дети. Им неохота сидеть перед телевизором или вязать носки - их тянет восстанавливать порядок, чистоту и справедливость. Уважаемые сотрудники Жетысуского района, вам предлагают помощь, даже написали инструкцию из 15 пунктов. Почему вы не пользуетесь таким случаем? В армии говорят: “Вспотел - покажись начальству”. Вам даже потеть не придется - все сделала за вас эта сознательная пенсионерка. Выполните все пункты, отрапортуйте о работе новому акиму - и вас обязательно заметят, похвалят и даже могут взять в городской акимат. Невелика доблесть - благоустраивать двор в центре Алматы. Но облагородить богом забытый двор на Рыскулова - это действительно поступок. Боевая бабушка предлагает вам свою программу - организуйте спортивно-оздоровительные мероприятия для детей этого двора. Для этого нужно лишь очистить подвал и устроить в нем фитнес-клуб или бильярдную. Разумеется, под ее контролем. |