|
Ольга Шишанова Кооперация - по рукам! Национальный холдинг “КазАгро” решил поспособствовать кооперации на селе, выделив на эти цели, а точнее на проведение посевной и уборочной страды, почти 93 миллиарда тенге - без залога и под репутацию
Вопрос объединения казахстанских крестьян уже давно витал в воздухе, однако серьезно к этой теме никто не относился - ни парламентарии, которые никак не могли согласовать с чиновниками Минсельхоза основные положения вводимого законопроекта “О кооперации”, ни сами аграрии, для которых, как ни крути, оказывалось, что “своя рубашка ближе к телу”. С советских времен коллективизации и кооперации крестьян в совхозы и колхозы прошло четверть века, и менталитет в этом отношении успел поменяться на 180 градусов, изжив даже то хорошее, что можно было бы вынести с того времени с поправкой на современные условия. Но законы экономики никто не отменял, тем более их адаптацию к местным условиям, чем, собственно, и решили заняться в “КазАгро”, приступив к реализации своеобразного проекта в основных трех зерносеющих областях Казахстана - Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской. Как рассказал “НП” советник председателя правления “КазАгро” Бауржан Касенов, еще с начала текущего года Нацхолдинг предлагал крестьянам этих регионов скооперироваться и получить финансирование на весенне-полевые работы без залога, а лишь под репутацию. Однако в “легкий хлеб” никто не верил, никто не хотел брать поручительство за соседа и самостоятельно проходить через “сито” банка, который также вступал в игру на свой страх и риск. На что Касенов посетовал, что вот, дескать, когда-то же было так, что “два купца сели, руки пожали, договорились”. Но тут стоит, пожалуй, вспомнить, что для Казахстана были и есть свои объективные и субъективные причины торможения кооперации. Во-первых, во всем мире такое явление, как объединение крестьян, существует не менее 200 лет, в то время как в Казахстане об этом говорят всего лишь с конца прошлого столетия, то есть чуть больше двух десятков лет.
Объединения советского времени - совхозы и колхозы - не в счет, поскольку у них существовала своя политика и другой взгляд на крестьянские объединения и союзы. Вторая причина - после того, как те же самые колхозы и совхозы были развалены, вместо того чтобы взять у них лучшее и применить его сообразно месту и времени, основное имущество их было раздроблено и поделено между новоявленными фермерами, которые не все и не во всем оказались рачительными хозяевами. В результате по истечении прошедших двух десятков лет приобретенному когда-то, уже по тем временам не новому имуществу пришел срок износа. Одновременно пришло понимание, что в одиночку на старой технике не поработаешь, да и новую технику в одиночку не приобретешь. То есть, не объединившись, невозможно добиться не то что обновления машинно-тракторного парка, но и финансовых преференций на проведение весенне-осенних полевых работ. Эйфория первых 10-15 лет прошла, кроме того, сегодняшние экономические условия предоставляют аграрию множество возможностей - те самые лизинговые программы, льготное кредитование, а теперь вот еще и беззалоговое. Между тем до сих пор мелкие аграрии, имеющие у себя в хозяйстве от 200 до 1000 гектаров, составляют свыше 85 процентов всего рынка, но остаются при этом нерентабельными. Для того чтобы развиваться дальше, крестьянину все равно необходимо кооперироваться с другими хозяйствами. Хотя бы для того, чтобы не стоять в очереди в ожидании техники, предназначенной для уборки урожая, который тем временем гниет под дождем или остается под снегом. В данном случае понятно, что сельхозтоваропроизводителям не хватает кредитных ресурсов, для получения которых зачастую нужны залоги, которых у мелких СХТП попросту нет. И тут не спасает даже залог под будущий урожай - природно-климатические нюансы земледелия в Казахстане хорошо известны. Выходом может стать разве что тот самый закон “О кооперации”, в ходе обсуждения которого депутатами мажилиса сломано немало копий, хотя, по мнению Бауржана Касенова, “все идет своим чередом, и в отношении принятия закона “О кооперации” нельзя сказать, что мы опоздали или отстали”. Впрочем, насколько верно это утверждение, покажет время, которое, как известно, всегда и все расставляет по своим местам.
Астана |