|
Зухра Табаева Пространство Соловьева В работе ХI МКФ “Евразия” принял участие известный советский, российский режиссер, сценарист Сергей Соловьев, наставник яркой плеяды наших кинематографистов, известных как Казахская новая волна. В финальный день кинофорума он дал мастер-класс для начинающих кинематографистов и ответил на вопросы журналистов
- Сергей Александрович, был ли у вас во ВГИКе спецкурс из какой-нибудь другой республики СССР, кроме Казахстана? - Нет, дело в том, что в Москве закрыли мою картину “Чужая Белая и Рябой”. Тогда меня поддержал Олжас Сулейменов, возглавлявший Госкино Казахстана, и помог снять ее здесь. Я был очень благодарен ему, “Казахфильму” и все думал, как я могу отблагодарить казахстанских коллег. Так пришла идея собрать талантливых, толковых ребят из Казахстана и создать спецкурс. Кстати, началось все с Талгата Теменова после успеха его студенческой картины “Торо”. Его работа стала доводом для проведения дискуссий о специальном режиссерско-актерско-сценарно-операторском наборе во ВГИК из Казахстана. Я два месяца пробыл в Алма-Ате, проводя отбор и собеседования с ребятами. Мне не нужны были никакие направления, я искал талантливых, а не блатных. Все было прозрачно, по разным, порой необъяснимым мотивам эти парни пришли ко мне пешим ходом из разных уголков Казахстана. (В итоге в его мастерской учились Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, Амир Каракулов, Дарежан Омирбаев, Серик Апрымов, Мурат Мусин, Сабит Курманбеков. - Прим. ред.) - Ранее вы обращались к классике, сняв фильм “Станционный смотритель” по повести Александра Пушкина, спустя годы обратились к роману “Анна Каренина”. Не Татьяна ли Друбич мечтала создать этот образ? - Друбич тут ни при чем, хотя я снимаю ее 30 лет, одно время она была моей женой... Я всегда говорю, что не существует моего отдельного фильма “Анна Каренина”, вступающего в полемику с предыдущими экранизациями романа, с советской, американской версиями. Хотя в чем-то Таня оказалась лучше других актрис. Я задумал единое художественное пространство - трилогию: “Асса”, “2-Асса-2” и “Анна Каренина”. В “2-Ассе-2” герои судорожно снимают фильм, рубашки на груди рвут, а в третьей части зрители уже видят их работу. - Фильм “Асса” в конце 80-х годов сделал вас мегапопулярным. Можно ли считать его одним из самых любимых в творчестве? - Безусловно, он мне дорог, дорог Виктор Цой, смысл песен которого стал до меня доходить после его ухода из жизни. Хотя я уверен, что большинство из громадной толпы тех людей, которые восторженно скандировали его песни, требовавшие перемен, позже не были довольны кардинальными переменами, произошедшими в нашей жизни... А вообще по закону семьи наиболее дорога бывает самая убогая лента, для меня ценна “2-Асса-2”.
- Сейчас вы слушаете рок-музыку? - Слушаю Бориса Гребенщикова. Мы с ним дружим, тонко чувствуем друг друга, хотя видимся редко. - Расскажите о съемках фильма “Сто дней после детства”. - В начале 70-х за фильм “Егор Булычов и другие” меня выгнали из кино с формулировкой “за профнепригодность”. Министр кинематографии Филипп Ермаш заявил: “Кто дал Соловьеву право на отстрел классиков?”. После этого меня даже пропуска лишили на “Мосфильм”. Меня выгнали не на улицу, а на телевидение, где я снял “Станционного смотрителя”. Фильму присудили третью категорию, это означало, что картину нигде не будут показывать и денег не дадут. Пленку предлагали смыть. А меня выгнали и с телевидения. И я подумал: “Захерачу картину про пионеров. Ну не смогут они меня с пионерами по миру пустить, как-то они ее съедят”. Так появилась лента “Сто дней после детства”, вот и весь ее художественный замысел. Просто очень хотелось жить и есть. - В прошлом году вы сказали, что во Франции, в Нормандии, снимаете картину “Елизавета и Клодиль”, рассказывающую о двух девушках, которые в конце прошлого года сбежали из дома. Съемки завершены? - Нет, к сожалению, в связи с политической ситуацией они приостановлены. - Среди современных картин коллег есть понравившиеся? - По Гамбургскому счету - это лента Ангелины Никоновой “Портрет в сумерках”, главную роль в которой сыграла Ольга Дыховичная. С мизерным бюджетом они рванули на юг России и создали потрясающую картину, шедевр... Приходится признать, современное кино превратилось лишь в способ добывания денег, а единственная цензура - это деньги, когда неуступчивого режиссера продюсеры могут запросто выкинуть со съемочной площадки. Было время, когда министр кинематографии Филипп Ермаш годами вел переписку с Андреем Тарковским, чтобы тот убрал две фразы из фильма “Зеркало”, а режиссер отвечал, что это невозможно. В противостоянии с властью художник не должен позволить себя съесть. Сейчас вокруг жлобство, которого раньше не было. А Голливуд - мощная индустрия, которая выкачивает деньги из людей всего мира. Кинематографистам же нужно довериться самим себе, своим близким, обратиться к историям своих семей и народа. - Какое пожелание вы можете высказать молодым кинематографистам? - Уметь беречь талантливых коллег и доводить начатое дело до конца. (Сергей Александрович привел в пример ученика своей мастерской, режиссера Рашида Нугманова, который тогда был старостой группы во ВГИКе, а в этот раз выступил генеральным директором МКФ “Евразия”. Поначалу его просьба помочь получить средства на съемки учебного фильма в Ленинграде с участием рок-музыканта Виктора Цоя показалась Сергею Соловьеву абсурдной, но Нугманов продолжал настаивать, добился цели, реализовал свою идею и стал режиссером культовой ленты “Игла”.) |