|
Ольга Шишанова В Астане проходит выставка графики художников Казахстана, приуроченная к 550-летию Казахского ханства. В стенах Казахского государственного юридического университета выставлены работы таких известных мэтров этого вида искусства, как Ордабеков, Есенбаев, Аманбаев, Байман, Альжанов, Сагымбаев, Шукирбеков, Уткин, Таинов, Чунчалинов, Бертлеу, Сыздыков, Найманов, и одного из основоположников казахской графики Кулахмета Ходжикова
Линогравюры и пастели, работы в технике сухой иглы и композиции, выполненные тушью и акрилом, и даже рисунки шариковой ручкой по шелку - все эти графические произведения, созданные с отменным художественным вкусом, создают обобщенную картину казахской истории, визуализируя ее известные факты и темы. Сложные многофигурные композиции, сюжеты, связанные с конкретными историческими событиями древней истории Казахстана, портреты исторических лиц, прорисованные по сложившимся в народной памяти образам, звучат особой мелодией. Так же, как и абстрактные символические композиции, обращенные к философским обобщенным концепциям, которыми всегда было насыщено народное национальное мировоззрение и которые всегда питали и будут питать творчество казахских художников будь-то в графике, скульптуре или живописи.
Между тем первые графические работы основателя казахской художественной школы Абылхана Кастеева появились только в конце 20-х годов прошлого столетия. Он прошел обучение в частной студии Николая Хлудова, где получил навыки работы с рисунком, композицией и акварелью, и в дальнейшем его творчество развивалось уже самостоятельно. Благодаря природной одаренности, тонкой наблюдательности, искренности в воплощении захватившей художника идеи Кастеев создавал произведения, неподвластные времени, с собственной эстетической системой, несущей в себе уникальность национального мировоззрения. Не случайно кроме работ художников-графиков современности на вернисаже демонстрируются работы основателя еще одного графического направления в Казахстане - Кулахмета Ходжикова. С его графических листов началось развитие национальной художественной школы европейского культурного типа, у истоков которой были его рисунки, так же как рисунки и акварели Абылхана Кастеева и Аубакира Исмаилова. К слову, Кулахмет Ходжиков стал первым казахским художником театра и кино. Еще в тридцатые годы прошлого века он оформлял спектакли Казахского театра драмы и оперу “Абай” в оперном театре. В качестве художника-постановщика оформил десятки кинофильмов, вошедших в национальный кинофонд Казахстана: “Под звуки домбры”, “Мы из Семиречья”, “Сплав”, “Меня зовут Кожа”, “Алдар-Косе”, “Земля отцов”. Создал рабочие эскизы к кинофильму “Кыз Жибек”. Свое проникновенное понимание природы национальных традиций и реалий художник привнес и в научно-популярный фильм “Народные ремесла казахов”, автором сценария которого он был сам. Но многогранное творчество Ходжикова проявилось не только в театре и кино. Он был самобытным графиком, талантливым книжным оформителем, ему принадлежат рисунки, изображающие быт казахов и ксилогравюры (гравюра, вырезанная на деревянной основе) на темы поэзии Абая, казахского эпоса и мировой классической литературы.
Творчество же Манатбека Аманбаева, который когда-то работал штатным художником в газете “Орталык Казахстан” и, сколько себя помнит, по его словам, “всегда резал гравюры”, стоит особняком. В выставленных произведениях он мыслит сериями и крупными циклами, в метафорических листах раскрывая глубины своей главной темы - жизнь степи и народа на ее просторах. Жизнь циклична, и циклы линогравюр художника можно рассматривать даже в хронологическом порядке: “Степная Атлантида”, “Степная симфония” и “Мелодии степи”. Эта степь видела амазонок и саков, слышала голос домбры великого Жырау, она помнит натиск Аттилы и караваны Шелкового пути, и как бы широка ни была, всю ее сметали великие бедствия - несли ли их джунгары, воины Византии или Голодомор. “Но она воскресала сама и, кажется, может воскресить пространством само время. Словно бы оно, пространство, не сложено эпохами, один слой на другой, а сшито в безбрежное полотно с горизонтом по кайме. Разложи ее, как карту, и увидишь, услышишь, вспомнишь”, - считает Аманбаев. В листы он любит вводить приметы конкретного исторического времени, соединяя разные эпохи в одну цепь развития своего народа, своей страны. Степь, по его замыслу, - это Атлантида, неизвестная цивилизация. Она скрывает свои тайны и скоро совсем скроется под наплывом людей, не помнящих родства, и тонут ее мелодии в немелодичных тонах орудий современных победителей жизни. Им не нужны ее нематериальные тайны. Ведь жизнь циклична, только пока не разорвана нить.
Проходя по залу, видишь повсюду тайны графического искусства, уникальные линогравюры, гравюры. Всплеск эмоций, история, черные и белые пятна жизни. Как детство, отрочество, зрелость. Серо-черно-белая гамма драмы, экспрессивные по накалу образы, отчаянный трагизм соседствуют с нежной красотой, требующей выхода любви и нежности. Триптихи предлагают зрителю вспомнить прошлое, его знаки представлены в мифах и легендах, воспроизводящих простые и важные образы человеческой жизни. Пластический язык этих работ приобретает монументальную выразительность.
Может, поэтому линогравюры как наглядные иллюстрации истории так популярны в выставочных залах Европы, ведь графическое искусство является древнейшим видом художественно-творческой деятельности человечества. К сожалению, вот только в Казахстане, по словам художника Темирхана Ордабекова, “много лет графическое искусство было отодвинуто на второй план в связи с тем, что закрылись многие государственные издательства. Вместо них появились частные, а для них дорого оплачивать работу художника, и они перешли на компьютерную технику. Поэтому графика с некоторых пор потеряла свою значимость и до сих пор не нашла на рынке своего места как искусство”.
Астана |