Ботагоз Омар Несмотря на то, что стоимость бензина де-юре отправлена “в свободное плавание”, это не сняло старых проблем отрасли. Из-за скачков на валютном рынке владельцы АЗС не исключают возможности возникновения дефицита топлива
Судя по той ситуации, которая складывается на топливном рынке в данный момент, владельцев АЗС можно назвать миллиардерами. Для начала напомним, что розничные реализаторы покупают бензин у оптовиков до десятого числа каждого месяца, причем с момента оформления заказа российское топливо доставляется до Астаны не менее одного месяца. По словам эксперта Казахстанской топливной ассоциации (КТА) Жаксылыка Жанкалова, тот объем, который реализуется в настоящее время на заправках страны, был закуплен еще до девальвации 20 августа, и этих запасов достаточно до начала октября. “Тогда в России одна тонна бензина марки АИ-92 стоила около 600 долларов США, по старому курсу 188 тенге топливо обходилось в 112 тысяч тенге. На границе литр стоил примерно 83-84 тенге (одна тонна бензина - это 1330 литров при плотности в 750 килограммов на кубический метр. - “НП”). С доставкой до Астаны вышло 101-102 тенге за литр”, - отметил эксперт КТА. При средней стоимости бензина марки АИ-92 в Астане 122-125 тенге за литр несложно подсчитать прибыль владельцев автозаправок. Но в КТА утверждают, что реально никакой прибыли на АЗС не извлекают даже с прогнозами, что в России в ближайшее время топливо может упасть в цене до 510-550 долларов США за тонну. По состоянию на 14 сентября на дневной сессии KASE курс тенге к доллару США составил 280. При самом оптимистичном сценарии стоимости российского бензина АИ-92 510 долларов США за тонну стоимость топлива на границе составляет 107 тенге, с доставкой и растаможкой - около 130 тенге за литр.
Выходит, что для закупа нужного объема топлива владельцам АЗС придется брать кредиты или искать другие возможности финансирования. Ведь даже если они реализуют в настоящее время топливо по максимальной цене 125 тенге за литр, при минимальной стоимости российского топлива в 130 тенге разница в пять тенге выливается в миллиарды. (Среднемесячное потребление по Казахстану составляет примерно 240 тысяч тонн.) “При повышении стоимости топлива автозаправочные станции страдают в первую очередь, потому что появляется нехватка денег для закупки бензина”, - считает Жаксылык Жанкалов. Вместе с тем после отправки стоимости топлива “в свободное плавание” в КТА утверждают, что проверки антимонопольных органов усилились. Чиновники не перестают задаваться вопросом, почему топливо, закупленное ранее, продается по более высокой цене. “Если по новой цене АЗС не сможет закупить топливо в необходимом объеме, появится дефицит. А если появится дефицит, нас будут обвинять в том, что мы якобы его искусственно создаем. Палка о двух концах получается. С одной стороны, АЗК перепроверяет, почему все подняли цены, и обвиняет в сговоре. С другой - правительство, указывая на то, что они отпустили цены, требует, чтобы мы не создавали дефицит. Что делать в этой ситуации, не понятно. С одной стороны, государство бьет, с другой стороны, пряник дает”, - недоумевает эксперт КТА. Так что те проблемы, о которых на протяжении нескольких лет говорили в ассоциации, остаются: участники рынка просят дать 30-процентную дельту между оптовой и розничной стоимостью, в рамках которой антимонопольные органы не отвлекали бы АЗС от текущей работы. “Мы просим правительство дать нам 30 процентов от стелы (дисплей с указанием цен на АЗС. - “НП”). Это позволит нам в моменты сильного наплыва снижать цену, конкурировать. А когда не будет - мы будем до потолка поднимать. То есть рынок будет играть внутри этих 30 процентов. Семь тысяч листов документов мы заносили и в правительство, и в Минэнерго заносили, чтобы показать, что есть проблема, что рынок постоянно скачет”, - отметил Жаксылык Жанкалов. На текущей неделе ассоциация намерена провести специальный круглый стол по этому вопросу, чтобы участники рынка могли обсудить свои проблемы с представителями госорганов и услышать все точки зрения.
Фото из архива “НП”
Астана
|