Мадина Меирманова
Быть пенсионером в Казахстане становится все более невыгодно. Точнее, невыгодно быть пенсионером “самозанятым”. То есть тем, кого у нас власти официально считали последние годы “самостоятельно занятой категорией населения” - той, что не учитывалась в подсчете процентовки безработных, но по причине отсутствия официального места работы не платила отчислений в пенсионный фонд. Закон об этом подписал на днях президент страны
В подписанном президентом законе много норм, которые, с одной стороны, направлены на увеличение пенсионных гарантий гражданам, но с другой стороны, стимулируют самих граждан активно копить деньги на собственную старость на счетах пенсионных фондов. Так, с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (при достижении пенсионного возраста). При этом размер базовой пенсии (той, что выплачивается из бюджета) будет высчитываться по годам накопления денег на счетах фонда плюс трудовой стаж до 1 января 1998 года (так что выкинувшим трудовые книжки придется туговато).
Итак, сегодня базовая пенсия в стране равна 11 182 тенге. При этом минимальный размер пенсии 23 692 тенге, и платится она пенсионерам вне зависимости от их трудовой деятельности. Например, “пожизненным домохозяйкам”, не имевшим в трудовой книжке ни одной записи. Теперь все изменится. Пенсия из бюджета будет платиться лишь в том случае, если стаж на момент 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. Размер этой пенсии, видимо, будет устанавливаться также дифференцированно от количества лет выслуги. Если с 2017 года трудовой легальный стаж гражданина (до 1998 года плюс участие в пенсионной системе с 1998 года) составит менее десяти лет или будет совсем отсутствовать, базовая пенсия составит 50 процентов от минимального прожиточного минимума (сегодня он составляет 21 364 тенге). С каждым годом свыше десяти лет стажа размер базовой пенсии будет увеличиваться на два процента и при 35-летнем стаже и более составит 100 процентов от прожиточного минимума (при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70 процентов от прожиточного минимума, 30 лет - 90 процентов). По мнению Министерства здравоохранения и социального развития, это справедливо: “Эти изменения позволят, с одной стороны, восстановить социальную справедливость в отношении тех пенсионеров, которые по причинам отсутствия сведений о доходах, имея большой трудовой стаж, получают низкий размер пенсий, с другой стороны - стимулировать сегодняшнее и будущее поколения работников к формализации трудовых отношений”. То есть стимулировать копить деньги на старость. Но... Сегодня пенсия формируется из государственной (базовая + обязательные фиксированные выплаты из бюджета) и накопительной (то, что гражданин сумел накопить на своем счету в пенсионном фонде). Теперь же основной акцент будет сделан на пенсионных выплатах из ЕНПФ (индивидуальных десятипроцентных обязательных пенсионных взносов работника). К этому добавляются еще несколько взносов, которые копятся на дополнительных “условных” счетах вкладчиков ЕНПФ. (Причем в отличие от 10-процентных взносов эти деньги не являются собственностью вкладчиков и не подлежат наследованию.) Итак, пять процентов от заработной платы работника ежемесячно будут “добровольно” перечисляться на эти спецсчета работодателями (то есть на уровне заработной платы работника эта сумма не должна отразиться). Работникам, занятым на вредных и особо вредных производствах, - еще по пять процентов ежемесячно (с 2023 года). Эти деньги можно будет получить лишь при достижении пенсионного возраста (действующие правила позволяют использовать деньги пенсионных счетов раньше срока в виде аннуитетов), при этом выплачиваться они будут ежемесячными платежами. Размер этих ежемесячных выплат будет напрямую зависеть от “финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей”. То есть, если вдруг финансовые возможности Единого накопительного пенсионного фонда будут швах (например, прогорят проекты, куда будут вложены эти деньги), граждане могут получить неотчисленные им работодателями деньги, а в лучшем случае, жалкие крохи. Ведь эти деньги юридически не являются собственностью граждан. В том числе и не могут быть наследованы. По сути, дополнительные пять процентов социальной нагрузки на работодателей - это попытка государства изыскать дополнительные средства на разного рода инвестиционные проекты. В том числе и в рамках программы “Нурлы жол”. Кстати, получать деньги со спецсчетов обязательных пенсионных взносов работодателя можно будет только в том случае, если перечисления на эти счета шли не менее 60 месяцев. Если у вас было 59 месяцев (или неполных пять лет) отчислений, то все отчисления работодателей будут просто подарены государству. Вот такой “скрытый” налог на бизнес. И перекладывание бремени ответственности за пенсионное обеспечение граждан с плеч государства на плечи самих граждан и работодателей. Так как неизрасходованные 5 процентов дополнительных выплат работодателей вполне можно будет пустить на покрытие расходов на выплаты базовой пенсии из бюджета.
Астана
|