Ольга Шишанова В конце прошлой недели комитетом ветеринарного контроля и надзора МСХ РК были введены временные ограничения на ввоз готовой и консервированной рыбной продукции, произведенной в Латвии и Эстонии. Причиной послужило превышение предельно допустимых норм содержания бензапирена - химического канцерогена, который опасен для человека и окружающей среды даже в малых количествах
Запрет случился практически вслед предварительному отчету Россельхознадзора по результатам инспекций рыбоперерабатывающих предприятий двух упомянутых прибалтийских государств. По словам заместителя руководителя Россельхознадзора Николая Власова, причина введенных ограничений в том, что “те регионы, где ловятся, в частности, шпроты, достаточно загрязнены, и эти загрязнения были выявлены в рыбе”. “Но поскольку латвийская ветслужба не приняла своевременных и адекватных мер, мы закрыли поставки”, - отметил он, подчеркнув, что это “стандартная процедура по обеспечению биологической безопасности”. Кстати, на сегодняшний день Россельхознадзору так и не были предоставлены документы “по исправлению недостатков”, которые официально не соответствовали ветеринарно-санитарным требованиям Евразийского экономического союза. В том числе и казахстанским. И все бы ничего, как говорится, не первый раз и наверняка не последний. Например, год назад и Казахстан уже вводил временные санитарные меры по ограничению реализации на территории страны консервированных копченых шпрот производства шести латвийских предприятий, в которых также, по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, Агентством РК по защите прав потребителей было обнаружено превышение содержания бензапирена.
Однако все произошедшее сегодня послужило поводом в очередной раз для дебатов в социальных сетях в Казахстане. И ладно, если бы они касались беспокойства о здоровье казахстанцев и, как следствие, поддержки запрета ввоза некачественной продукции на территорию нашей страны. Но в социальных сетях все больше и настойчивее стали проскальзывать мотивы совсем иного характера - мол, Казахстан идет в кильватере России, чего вроде как делать совсем не следует, в том числе и в отношении запретов на продукцию. Хотя понятно, что продовольственное эмбарго, наложенное Российской Федерацией на импорт многих продуктов в качестве ответных мер на санкции из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии год назад, явилось вынужденной мерой. Кстати, в результате чего по итогам года страны ЕС потерпели убытков на 5,5 миллиарда евро. Но, как говорят, худа без добра не бывает. И принятые вынужденные меры дали повод задуматься о поддержке своих отечественных производителей не только россиянам, но и коллегам России по ЕАЭС, а еще побеспокоиться государствам о здоровье своих граждан. И Казахстан здесь - не исключение. В том числе и в отношении вышеупомянутого запрета на импорт канцерогенных рыбных консервов из Латвии и Эстонии, на которые в России ограничительное вето было наложено еще два месяца назад. А именно еще в мае Россельхознадзор инициировал совместную инспекцию латвийских и эстонских рыбоперерабатывающих предприятий, в которой комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ РК, в силу разных причин, участие принять не смог. Однако согласно пункту № 69 решения совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года за № 94 государства-члены, не участвующие в совместной проверке или инспекции, обязаны признать решение, основанное на результатах, полученных инициатором. Таким образом, как пояснила “НП” руководитель управления комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Гульнара Нокина, “хотя Россия ввела ограничения практически на всю продукцию, мы провели анализ и поняли, что для Казахстана наибольший риск представляет готовая консервированная копченая продукция, в которой содержится наибольший процент такого химического соединения, как бензапирен”. Но при этом Казахстан не стал накладывать ограничение на свежемороженую, охлажденную и свежую птицу и рыбу. Пока верстался номер, стало известно, что ветслужба Латвии прислала, по аналогии с Россией, и в казахстанский комитет ветконтроля и надзора гарантийное письмо, в котором также “пообещала устранить все нарушения”.
Астана
|