Ботагоз Омар
В Казахстане намерены развивать отечественный флот. Кроме расширения порта Актау, в стране покупают корабли и развивают инфраструктуру для выхода через иранские порты в открытое море, что даст поистине безграничные возможности
Как известно, морские перевозки являются самыми дешевыми по сравнению с автомобильными и железнодорожными. Стандартное судно-контейнеровоз вмещает около шести тысяч контейнеров, а значит, способно перевозить за раз 100-150 тысяч тонн товара. При перевозке по железным дорогам транспортная составляющая в себестоимости товара составляет около 8-11 процентов, а морским путем - около двух процентов. Кроме того, это наиболее безопасный путь. Как показывает мировая статистика, убытки от доставки морским транспортом составляют всего 1-1,5 процента от стоимости грузов из-за самой низкой доли катастроф и аварий. Перевес в сторону водного транспорта есть и с правовой точки зрения: морские транспортные перевозки регулируются едиными международными документами - Брюссельской и Афинской конвенциями, а потому такая транспортировка грузов обычно сопряжена с минимальными административными барьерами. Как отметил в ходе недавней пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при президенте РК министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, перед Казахстаном стоит задача к 2020 году увеличить объем транзитных перевозок с 16 до 20 миллионов тонн. Для этого создается мультимодальный Евразийский трансконтинентальный коридор, который будет проходить по двум направлениям: через Россию и Азербайджан.
Планируют, что мультимодальный Евразийский трансконтинентальный коридор способен привлечь до 5-8 процентов потенциального объема транзитного грузопотока от общего товарооборота Китай - Евросоюз - Китай. Это около 15-20 миллионов тонн. Он будет проходить в Европу по двум направлениям: одно - через Россию (коридор уже функционирует в рамках двухстороннего соглашения между Казахстаном и РФ), второе - через Азербайджан и Грузию. “По второму направлению предлагается подписать соглашение между Казахстаном, Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией, так как по этому направлению требуется координация железнодорожных операторов и таможенных служб, а также внедрение единого документа для полноценного развития мультимодального коридора”, - отметил глава МИР РК. Для развития транспортно-логистической инфраструктуры на западе весной текущего года уже началось строительство паромного комплекса в порту Курык (Каракиянский район). Это связано с тем, что действующий Актауский терминал работает на пределе своих возможностей. Предположительно строительство паромного комплекса, который планируют завершить в декабре 2016 года, обойдется в 32 миллиарда тенге. Он будет ориентирован на перевалку товаров народного потребления, зерна, нефтепродуктов, сжиженного углеводородного газа, удобрений, химикатов и многого другого. Преимуществами береговой полосы близ поселка Курык являются благоприятные климатические условия: бухта не замерзает, удачная роза ветров, достаточная глубина, удаленность от города, возможность расширения производственных мощностей, наличие свободной территории для строительства позволят перевозить не менее четырех миллионов тонн паромных грузов в год. По словам главы МИР РК, одновременно с этим на востоке будут запущены терминалы класса “А” в логистической зоне CЭЗ “Хоргос”. Кроме того, появятся транспортно-логистические центры в Астане, Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Орале, Костанае, Павлодаре и Семее. Для развития отечественного флота планируют приобрести 14 сухогрузных судов и возвести завод по производству паромов мощностью три парома в год. Параллельно с этим будет продолжена работа по созданию внешней терминальной сети в морских и сухих портах Ирана, Литвы, Индии, России и Китая. Не стоит забывать и о расширении действующего порта Актау. Уже завершена корректировка ТЭО по проекту строительства трех сухогрузных терминалов: двух универсальных мощностью 1,5 миллиона тонн и одного зернового мощностью один миллион тонн. В 2013 году впервые в Казахстане создана сухогрузная морская компания, приобретено два сухогрузных судна дедвейтом пять тысяч тонн, которым в ходе общенационального телемоста, посвященного итогам ГПФИИР, президентом страны были даны имена “Туркестан” и “Бекет-Ата”. Казахстанские сухогрузы позволят реализовать модель “свой груз - свой порт - свой флот”. Как известно, до недавнего времени в нашей стране не было собственного сухогрузного флота, а потому грузы из порта Актау транспортировались иностранными судами.
Фото из архива “НП”
Астана
|