ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



РЫБПРОМ И БРАКОНЬЕРЫ: Горячие новости / События

Юлиана Жихорь
Несмотря на то, что мясо в Казахстане является главным продуктом, граждане нашей страны любят рыбу. Да вот только рыбы той на столах казахстанцев становится все меньше и меньше. Особенно отечественной. Ибо “рыночная экономика” с отечественным лицом давно превратила рыбный рынок в скудеющий базар

 

На последнем пленарном заседании сената в V парламентской сессии сенатор Сарсенбай Енсегенов поднял вопрос о рыбпроме. Оно и понятно: лето, народ, испуганный кризисом и настроенный на экономию финансов, массово переключился на внутренний туризм, оккупировав ближайшие водоемы. Да что там водоемы, в Астане оставшиеся после весенних паводков лужи-озерца по утрам-вечерам окружают любители спортивного лова. Большой рыбы в мутной воде таких луж, да и в Ишиме тоже, не поймаешь, но “кошачий завтрак” - вполне возможно.

Но одно дело - массовый вылов рыбы любителями и совсем другое - промысловое рыболовство.
В прошедшие годы независимости у нас так увлеклись рыночной экономикой безнаказанности, что выловили практически все ценные и полуценные (на рынке) сорта рыбы, оставив лишь имеющих низкую привлекательность для конечного потребителя (например, леща и карася). Собственно, восстановлением рыбного поголовья долгие годы никто не занимался.
Более того, природопользователи не то что просили, требовали у властей постоянного увеличения лимита на вылов той или иной породы рыб - это позволяло им постоянно развиваться и демонстрировать растущий вклад в ВВП. Но о том, что аквакультура может когда-нибудь обнулиться и оставить их у “разбитого корыта”, многие из промышленных рыболовов не задумывались.
В результате сегодня практически полностью отсутствует промысел сельди, кильки, осетровых. Запасы судака практически во всех водоемах находятся в напряженном состоянии, промысловые уловы сократились до 35 тысяч тонн: лимит вылова в прошлом году составил “оптимистичные” 63,4 тысячи тонн. (Для сравнения: общий вылов рыбы в водоемах республики в 1965 году составлял 111, 9 тысячи тонн. В 1990 году объем вылова сократился до 81 тысячи. В середине 2000-х за счет усиления контроля за охраной и рациональным использованием рыбных запасов общий вылов рыбы в водоемах республики начал демонстрировать рост и составил почти 50 тысяч тонн. Но в последние годы дефицит рыбы начал наблюдаться вновь.)
“За последние 25 лет объем вылова рыбы сократился в три раза, - говорится в депутатском запросе сенатора Енсегенова. - Из-за этого невозможно обеспечить людей рыбной продукцией согласно необходимой норме”. По данным депутата, в настоящее время на душу населения потребление рыбной продукции составляет “вместо 14,6 килограмма всего 5,2 килограмма”.

 

 

Кстати, по данным комитета по статистике Миннацэкономики, в 2013 году каждый казахстанец потребил в среднем 11,3 килограмма рыбы и морепродуктов. Но и эта “красивая” статистика далека от рекомендаций Всемирной организации здравоохранения: согласно им норма составляет 13 килограммов на душу населения. То есть сегодня, дабы достичь рекомендованного уровня потребления, требуется довести уровень вылова до 220 тысяч тонн.
“Необходимо разработать план мероприятий на долгосрочный период по развитию рыбного хозяйства, - считает сенатор. - План должен содержать мероприятия по устойчивому использованию водного мира, совершенствованию деятельности уполномоченного органа, рыбохозяйственной мелиорации водных объектов. Повышение эффективности рыбного хозяйства, в том числе субъектов рыбного хозяйства”.
Нельзя сказать, что в стране ничего не делается в “рыбном” направлении. Есть и программа развития рыбпрома (она является частью программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы “Агробизнес-2020”), ведется борьба с браконьерством и даже выделяются деньги на воспроизводство.
Но проблема в том, что основная масса рыбохозяйственных водоемов закреплена за частниками. А частный инвестор, как уже говорилось выше, все последние годы был нацелен в большинстве своем на сиюминутное получение прибыли. То есть рыбу ловил, но воспроизводством и уж тем более проведением научных исследований в ихтиологии не занимался.
По сути, все эти годы ликвидацией антропогенного воздействия на аквакультуру занималось государство. Несколько рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств, два осетровых рыбоводных хозяйства и Казахская производственная акклиматизационная станция (все они - республиканские государственные казенные предприятия) занимались выращиванием молоди ценных видов рыб и выпуском их в естественные водоемы (осетровые, карп, сазан, толстолобик, белый амур, личинки сиговых видов рыб).
Например, в прошлом году на программу “Сохранение и воспроизводство рыбных ресурсов и других водных животных” республиканским государственным казенным предприятиям объем госзаказа на выращивание и выпуск в естественные водоемы составил 168,4 миллиона штук молоди ценных видов рыб - осетровые, сиговые, карповые и растительноядные (толстолобик, белый амур). Только Атырауский осетровый рыбоводный завод вырастил 3,5 миллиона мальков осетра. Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод - 3,5 миллиона штук. Капшагайское нерестово-выростное хозяйство - 8,4 миллиона штук. В Петропавловске рыбопитомник выпустил в реки и озера около 96 тысяч мальков.
Для сохранения ценной молоди сенатор предложил “ограничить количество промысловых, не имеющих ценности рыб” (перевод с казахского языка предоставлен сенатом парламента РК).
Насколько поможет такой вид ограничения развитию ценных пород рыб - не понятно. С другой стороны, попытки ограничить вылов ценных пород (как, например, осетра) тоже не привели к таким уж потрясающим результатам, как ожидалось. Причина проста - крупные казахстанские реки трансграничные. И рыба, не пойманная у нас, попадает в сети рыбаков соседних государств. В том числе и к браконьерам.
В Баку, например, вполне свободно на любом рынке можно приобрести черную икру. Но известно, что осетр нерестится в реках Казахстана и России, а на лов осетровых в наших странах введен мораторий. Значит, на азербайджанских базарах торгуют браконьерской осетриной и икрой. А это уже недоработка пограничников и рыбнадзора.
Еще одна проблема трансграничных рек - распространение загрязнений и сокращение стока воды, забираемого нашими соседями (Ишим и Или, а следом и бассейн озера Балхаш и ряда других ниже по течению этих рек, обезвоживаются Китаем; Урал мельчает из-за огромного количества гидрозаборных станций, построенных в России).
В общем, проблема рыбного промысла Казахстана комплексная. И решить ее лишь зарыблением водоемов, увы, не получится.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение